Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Счастье дешевеет

Счастье дешевеет

Инфляция опережает представления россиян о «нормальной жизни»

Исследовательский холдинг Ромир в сентябре 2011 года провел опрос на тему «сколько денег в месяц нужно семье из трех человек, проживающей в вашем населенном пункте, для того, чтобы жить нормально». В опросе приняли участие 1500 человек, проживающих во всех 8-ми Федеральных округах, в городах различного размера и сельской местности, в возрасте от 18 лет до 60 и старше.

Выяснилось, что семье из трех человек, по мнению жителей России, нужно для нормальной жизни в среднем 65,7 тыс. руб. в месяц. В 2009 году, во время проведения аналогичного исследования, этот показатель составил 56 тыс. руб. За два года запросы россиян выросли достаточно скромно – в среднем на 17%. Этот рост желаний, по мнению экспертов Ромир, выглядит вполне реалистичным, учитывая, что уровень инфляции за этот период вырос на 19-23%, а номинальный рост средней заработной платы составил 24%.
Диаграмма 1. Сколько, по вашему мнению, денег нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, для того, чтобы жить нормально?
Сколько денег надо россиянам, чтобы жить нормально
Источник: Ромир Гэллап Интернэшнл
Интересно, что сильнее всего выросли запросы у малообеспеченных россиян (на 50% – с 39 до 57 тысяч рублей). У средней доходной группы они выросли всего на 10%, а у хорошо обеспеченных практически не изменились. Также значительно смелей стали за два года запросы у россиян старшего возраста, увеличившись на 40%. Это отражает как психологические, так и демографические изменения, произошедшие за два года. Так, старшее поколение чувствует себя более активным, чем 2 года назад. Вспомним, что это было трудное с психологической точки зрения время кризиса, ударившего прежде всего по "больным и старым". Низкая исходная база и определяет в данном случае высокие показатели роста ожиданий старшего поколения. 
Иная ситуация у малообеспеченных. Появившиеся возможности для личного роста существенно повлияли на их амбиции. Заметим, что в этом есть известная социальная опасность - ведь эти возможности могут оказаться мнимыми из-за второй волны кризиса. А неоправдавшиеся ожидания ведут к психологической, а затем и социальной напряженности.  
Впрочем, в среднем, мечта не так уж далека от реальности, ведь для «нормальной жизни» россиянам, судя по статистике,  не хватает не так уж много. Желаемый уровень дохода превосходит реальный примерно в  1,4 раза (два года назад – в 1,5 раза). По данным Федеральной службы государственной статистики, совокупные располагаемые доходы населения России летом 2011-го года номинально составляли порядка 2325 млрд. рублей в месяц. Или, в среднем, по 46,5 тыс. руб. в месяц на одну семью, домохозяйство.
За два года значительно увеличился разрыв в представлениях о нормальной жизни между регионами. Конечно, и раньше с большим отрывом лидировали Центральный федеральный округ (за счет Москвы), Северо-Западный ФО (за счет Санкт-Петербурга) и Дальневосточный ФО (из-за более высокой стоимости жизни). Но теперь запросы жителей Северо-Запада (78 тысяч) и Урала (54 тысячи) различаются почти в 1,5 раза. Это произошло из-за того, что средние оценки нормальной жизни на Урале за два года практически не изменились (что еще предстоит осмыслить), а на Северо-Западе возросли на 21%. Самый же большой прирост ожиданий за два года произошел в Сибирском округе – рост на 30% (с 50 до 65 тысяч рублей в месяц).
Диаграмма 2. Сколько, по вашему мнению, денег нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, для того, чтобы жить  нормально? По федеральным округам, в тысячах руб. 
Сколько денег надо россиянам для нормальной жизни: распределение по регионам
Источник: Ромир Гэллап Интернэшнл
Также большой разрыв – в 1,6 раз - наблюдается между типами населенных пунктов. Однако, нельзя не отметить, что он уменьшился (в 2009 году он был более чем двукратным) -  запросы жителей села выросли за два года на 30%, а у жителей обеих столиц они остались на прежнем уровне.
Можно сказать, что материальные запросы москвичей за два года стали даже скромнее. Хотя номинального снижения не произошло, и нормальную жизнь жители Москвы по-прежнему в среднем оценивают в 90 тыс. рублей в месяц, однако с учетом 15-20% инфляции, их ожидания стали умереннее. Интересно, что в Москве средний располагаемый доход (летом 2011 года – около 110 тысяч рублей в месяц на одну семью) даже превышает желаемый. Правда, это можно считать "шуткой статистики", ведь понятие "Москвы" становится все более размытым. Например, риэлторы, работающие в среднем и премиальном секторах своего рынка уже давно не отделяют "Подмосковье" от "Москвы". В то же время число относительно небогатых людей в Москве достаточно велико - как за счет гастарбайтеров, так и "местных", работающих в относительно малооплачиваемых отраслях экономики. 
А вот в Санкт-Петербурге средняя оценка «нормального» уровня дохода за два года даже номинально снизилась на 10% - с 97 до 87 тысяч рублей в месяц. Желаемый доход в Петербурге выше реального среднего доходв в 1,8 раз, что выше, чем в других крупных городах. Объяснить это можно тем, что жители Санкт-Петербурга в своих потребительских запросах ориентируются на Москву и Европу, которая совсем недалеко от Северной столицы, в то время как уровень средней заработной платы и реальных доходов населения в Санкт-Петербурге ниже.
Тэги:

Кол-во просмотров: 6185

Автор: Research&Trends


Еще по теме

Разочарования и надежды

Разочарования и надежды

Что такое маркетинговые исследования на самом деле

Освобожденные исследования

Освобожденные исследования

Вслед за «Большими данными» (Big Data) должны появиться «маленькие» (small data), дело которых – объяснить возникшие новые вопросы

Умнее, масштабнее, мобильнее!

Умнее, масштабнее, мобильнее!

10 трендов отрасли маркетинговых исследований в 2012 году

Индия глазами рекламодателей

Индия глазами рекламодателей

Как формируется отношение к рекламе в многонациональной стране

Нейротехнологии: новая перспектива

Нейротехнологии: новая перспектива

Понимание функционирования головного мозга изменит маркетинг