Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Рунет-2011 в 3D-проекции

Рунет-2011 в 3D-проекции

Наиболее значимые события российского Интернета в 2011 году и их возможные следствия

Пресс-конференция, прошедшая 22 ноября в РИА «Новости», была посвящена обсуждению достижений РУНЕТа и перспектив его развития в 2012 году. Она была приурочена к намечаемому через несколько дней (25 ноября) вручению Премии Рунета-2011. И, хотя о возможных победителях Премии не говорилось вовсе, но приподнятая атмосфера ощущалась. Спикеры были настроены благодушно, говорилось больше о достижениях, чем о проблемах. Однако недостатки, как известно, это продолжение наших достоинств. Посмотрим на них в контексте обозначенных Сергеем Плуготаренко, директором РАЭК наиболее значимых событий Рунета в уходящем 2011 году.

Россия заняла первое место среди европейских стран по числу интернет-пользователей – 50,8 миллионов. Об этом публично заявила в середине ноября 2011 года компания comScore на основании результатов проведенного ею опроса по собственной панели. Конечно, такой факт греет душу рунетчиков. Первым всегда приятнее быть, чем вторым или – как совсем недавно, в 2009 году – четвертым.  «Перевес очень невелик, в то время как погрешности измерений всем известны, но все равно приятно», - признал Плуготаренко. К тому же нам есть куда расти: разница в плотности населения России и той же Германии огромна - 8,36 чел./км² и 229 чел./км², соответственно. Как расти? По мнению аналитиков ФОМ, российская интернет-аудитория будет прирастать, главным образом, за счет подключения жителей малых городов и сел.
Процесс уже пошел. Только в текущем 2011 году число подключений с использованием беспроводных технологий увеличилось на 44%. Этот вид доступа в Сеть характерен именно для сельских районов, в которые экономически невыгодно прокладывать «кабель», обеспечивающий широкополосную связь. Учтем и то, что отечественные эксперты отмечают замедление или даже прекращение роста интернет-аудитории Москвы и в чуть меньшей степени Санкт-Петербурга. Что же в итоге?
В итоге, мы будем иметь проблемы, ведь интернет-аудитория будет, хоть и большой, но сильно дифференцированной. Другими словами, на рынке появится значимое число людей, не имеющих необходимых потребительских навыков. И с этим придется считаться. Соответственно, придется при работе с ними менять маркетинговые приемы, планы продаж, да и вообще сложившиеся представления о пропорциях рынка. В чем это будет выражаться? Вот только два примера.
Быстро растет мобильный интернет. Его месячная аудитория, по данным ФОМ, составила в августе 2011 года 21,8 млн человек. Также быстро растет продажа смартфонов. Все это, безусловно, замечательно. Просто потому, что радостно за тех, кто может позволить себе купить дорогой девайс и время от времени пользоваться им – в пробках, в аэропорту, да просто – где угодно. А вот окажут ли они существенное влияние на рынок – большой вопрос. Для того чтобы это произошло, предстоит еще немало поработать.
Как отмечают те же эксперты ФОМ, почти половина владельцев смартфонов, никогда не пользовалась мобильным Интернетом (кстати, при необходимости в Сеть можно зайти и с обычной трубки, почти все они сегодня имеют такую опцию). При этом стоимость услуги вовсе не является решающим фактором (ее указали в качестве таковой лишь 12% респондентов). Главная причина – «нет необходимости» или «есть другие точки доступа в Сеть». Отсутствие опыта пользования мобильным Интернетом при наличии альтернативы – серьезный барьер. Чтобы преодолеть его надо заниматься просвещением. Обычно это делает лидер рынка, но такового пока не заметно, ведь и рынок не сложился. Поэтому барьер остается.
Ждать помощи у государства в этой ситуации не приходится. По словам Михаила Сеславинского, руководителя Федерального агентства по печати и массовым комуникациям ежегодно государство, точечно дотируя отдельные сайты и мероприятия, вкладывает в Рунет около 75 млн рублей, т.е. чуть более рубля на каждого пользователя. Оперируя такими суммами, трудно достичь значимого результата в масштабах отрасли.  
Вот другой пример. Объем российского рынка интернет-торговли, по оценкам экспертов, в 2011 году составит около 350 млрд рублей. Пользователи начинают верить не только в саму возможность транзакции, но и в ее безопасность. Однако есть нюансы. По данным совместного исследования Национального агентства финансовых исследований и компании OnlineMarketIntelligence (OMI), банковской картой оплачивают покупки через Интернет около половины опрошенных. При этом только половина из них (23% всей аудитории) управляют своим счетом, используя интернет-банкинг, а мобильный телефон для той же цели использует и того меньше – лишь 9% респондентов. Разница – это цена «опыта потребителя». И, заметим, что речь идет в данном случае о крупных городах, в которых уровень проникновения Интернета и мобильной связи весьма высок. А теперь представим себе, что на рынке появились миллионы «вновь подключенных», живущих в местах, где банкомат Сбербанка – это «чудо чудное, диво дивное» (жизнь меняется, но пока таких мест достаточно много). Вряд ли интернет-магазины могут зачислить таких посетителей в свой актив.
Конечно, список важных событий 2011 года этим не исчерпывается.  
Выход на IPO российских высокотехнологичных компаний – Mail.ru Group и Яндекс. Разумеется, это хорошая новость. В том смысле, что «не только нефть». Но с другой стороны, это означает, что системообразующие компании могут быть атакованы финансовыми спекулянтами ровно так же, как в свое время Джордж Сорос в 1992 году атаковал фунт стерлингов, т.е. британское правительство.
Интересный факт в контексте той же темы отметила выступавшая на пресс-конференции Ольга Бруковская, вице-президент по маркетингу Mail.ru. Россия, в отличие от других стран, в области интернет-технологий представляет собой рынок локальных игроков. У крупных западных компаний по разным причинам не получается «зайти» к нам так, чтобы занять ведущие позиции. Но если нельзя зайти в дверь, то можно - в окно. Тем более, что оно теперь приоткрыто: каждый может «купить себе немного Яндекса».
Государство, правда, оставило за собой «золотую акцию» Яндекса, но если компания стала публичной, то рычаги давления на нее извне остаются. Да и примеры крупных частных, т.е. непубличных компаний (Auchan, LEGOи ряд других) убеждают в том, что «быть можно честным человеком и думать о красе ногтей», т.е. сама по себе публичность – это факт, касающийся только самой компании. А вот повышение риска атаки системообразующей компании может коснуться всех россиян.
К тому же интересы многочисленных зарубежных акционеров могут быть антогонистичны нашим. Например, акционеры, естественно, хотят дивидентов, а пользователи хотят, чтобы поисковик снизил уровень информационного шума в выдаче. Это разные цели. И разные направления инвестиций.
Безусловно, сам факт появления российских интернет-компаний в листинге привлечет внимание инвесторов не только к ним, но и российскому интернет-рынку в целом. Все это так. Но как заметила на пресс-конференции Марина Трещова, генеральный директор венчурного инвестфонда FastLaneVenturesпредпринимательская культура в России еще оставляет желать много лучшего. Другими словами, очень непростой процесс взаимодействия начинающего предпринимателя и инвестора для подавляющего числа россиян – терра инкогнита. Смогут ли они в этой ситуации эффективно воспользоваться западными инвестистициями – большой вопрос.
Растет доля Интернета на рекламном рынке России. По словам Плуготаренко, сейчас по объему затрат рекламодателей Интернет уступает лишь телевидению. Если быть точным, то по данным АКАР Россия Интернет делит 2 и 3 места с печатными СМИ (26,5-27,5 млрд руб. и 28-28,2 млрд руб., соответственно) по итогам первых трех кварталов 2011 года. Но не будем придираться - по темпам роста Интернет уверенно опережает остальные медиа, так что чистого второго места ждать осталось недолго. Однако расстановка участников по ранжиру более уместна на спортивных соревнованиях. Какое влияние на отрасль оказывает тот факт, что растет денежный поток, идущий в Интернет?
По данным TNSРоссия, озвученным на RIW-2011, половину своего «сетевого времени» российские пользователи Интернета проводят на сайтах, входящих в ТОП-10 Рунета: том же Яндексе, Mail.ru, ВКонтакте и др. Таким образом, растущие рекламный поток делает богатых богаче, а остальные могут совершенно бесплатно наблюдать за процессом.
Разумеется, лидерам достается не все. Разумеется, этот поток помогает «поднять инфраструктуру»: развиваются специализированные агентства, усложняется рынок и т.п. Однако эффект вовсе не так велик, как можно было бы представить, если смотреть только на абсолютные цифры. Потому что «они не для всех».  
Нельзя забывать и о рисках быстрого роста, когда менеджмент просто не успевает за изменениями рынка. Ну а к чему привела эйфория инвесторов, знают все, кто помнит схлопывание доткомовского пузыря, когда 10 марта 2000 года индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта в течение торгов и упал до 5048,62. Процитируем Wikipedia: «В результате этих событий сотни интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы. Несколько руководителей компаний были осуждены за мошенничество и растрату денег акционеров. Большинство бизнес-моделей новых, ориентированных на продажи через интернет компаний были неэффективны, а их средства расходовались в основном на маркетинговые акции и рекламу на телевидении и в прессе». Впрочем, все это тогда почти не коснулось России. Авось пронесет и сейчас. Тем более, что пока для драматизации ситуации нет оснований. Но уроки прошлого лучше не забывать.    
Президент Медведев направил послание руководителям стран «Большой двадцатки», в котором предлагается новая концепция использования и охраны результатов творческой деятельности в глобальной сети. В целом, послание Президента носит достаточно либеральный характер, однако многие из представленных в нем позиций имеют различную трактовку с юридической точки зрения различных юрисдикций. Соответственно, ответ на высказанные предложения не может быть дан всеми членами G20 в едином ключе. Если сказать проще, то «вполне возможно, что в ходе создания новых международных норм России придется стать «подопытным кроликом» и первой принять их у себя – в экспериментальном порядке, - отметил Сергей Плуготаренко.
Что это будет, как это будет – никто пока не знает. И уж, конечно, никто не знает, когда это будет.
Подведем итоги. 2011 год принес реальные факты, подтверждающие быстрое развитие такой технологичной отрасли как Рунет. Однако каждый из этих фактов имеет не только приятную глазу лицевую, но и оборотную сторону. Без ее учета звонкие цифры могут так и остаться цифрами – неважно на бумаге или на экране. Простота, с которой Интернет связывает людей, позволяет им обмениваться информацией не должна создавать иллюзий того, что этого достаточно для достижения «полноты знания». В условиях избыточности всевозможных цифр, которую дал нам Интернет, особенно важным становится правильно их интерпретировать. Или хотя бы разносторонне. 
Тэги:

Кол-во просмотров: 7055



Еще по теме

Разочарования и надежды

Разочарования и надежды

Что такое маркетинговые исследования на самом деле

Освобожденные исследования

Освобожденные исследования

Вслед за «Большими данными» (Big Data) должны появиться «маленькие» (small data), дело которых – объяснить возникшие новые вопросы

Акценты в креативе

Акценты в креативе

Как алгеброй исследовательского анализа поверить гармонию творений рекламистов

Шоппинг: не продукт, не место, а взаимодействие

Шоппинг: не продукт, не место, а взаимодействие

Как бренды могут общаться с покупателем

20 фактов, которые подтверждают все, что угодно

20 фактов, которые подтверждают все, что угодно

Ради красного словца контент-менеджер может пожертвовать точностью данных