Зарубежные новости

Nielsen становится стратегическим партнером Medialab

Ранее эти две компании уже объединяли усилия для совместных проектов

Ретейлер предпочел Тойоту Фольксвагену Жуку

Представители ретейлера утверждают, что такой выбор не был результатом скандала в Фолькстваген

Бренды теряют доверие к Google

В результате недоработок многие клиенты совершили более дорогие покупки

Архив



Мильоны нас

Мильоны нас

Сколько в России интернет-пользователей

Интернет славится своей «измеримостью». И это близко к правде. Однако эта доступность сыграла с виртуальным миром злую шутку. Его измеряют многие, не слишком заботясь о единообразии методик. Затем СМИ перепечатывают данные, внося в них разные «добавления и исправления». Затем поисковик делает из всего этого адскую смесь, и истина окончательно прячется за копипастами. Желающие могут легко убедиться в этом, введя в Яндекс запрос, вынесенный нами в подзаголовок: «сколько в России интернет-пользователей». Цифры различаются в разы, источников – полный спектр, причем, поисковик расставляет их «авторитетность» по своим понятиям, ничего общего с реальностью не имеющим.

В этой ситуации чуть ли не единственная возможность познать истину - это конференция, на которой одна за другой озвучивали бы свои данные авторитетные компании, измеряющие параметры Рунета. И – о, чудо – именно это и произошло на первой же секции недавно закончившейся конференции РИФ+КИБ 2012. Организаторам удалось собрать, пожалуй, всех ведущих измерителей, работающих в России, за исключением, разве что comScore. Докладчикам из TNS Россия, ФОМа, ВЦИОМа, Gemius, MASMI и АЦВИ совокупными усилиями удалось сделать достаточно полный срез состояния Рунета. За полтора часа перед глазами собравшихся промелькнуло около сотни слайдов (читатель легко может убедиться в этом самостоятельно, скачав презентации по ссылкам – R&T). Спикеры очень старались развлечь слушателей, делая те или иные забавные, как им казалось, выборки, демонстрировавшие возможности их методик. Однако цифры расходились и часто весьма драматически. Конечно, на конференции докладчики политкорректно избегали комментировать друг друга. Поэтому мы сделаем это за них и попробуем все же разобраться, наконец, с тем «сколько жителей в Рунете».  
По данным TNS Россия почти 41 млн россиян хотя бы один раз в месяц выходят в Интернет, причем, уровень проникновения равен 65%. А вот в ФОМ считают по-другому: 57,8 млн человек каждый месяц бывают в Сети при уровне проникновения 50%. Что-то не так, правда? Впрочем, вот первоисточник.  
Источник: TNS Россия
Источник: ФОМ
Ответ на сакраментальный вопрос: «Кто прав» довольно очевиден: разными были методики подсчета, но – и это главное – по-разному определялись генеральные совокупности. Если в TNS изучали отношение к Интернету городских жителей возраста старше 12 лет, проживающих в городах 100 тыс.+, то ФОМ опрашивал тех, кому уже исполнилось 18 лет вне зависимости от величины населенных пунктов, в которых они проживают. Другими словами, это и стар, и млад (но старше 18), и в городе, и деревне. Неудивительно, что данные разошлись.
Критерии выбора тех или иных возрастных диапазонов и величин городов у исследователей, конечно, были. И они честно назвали их. Правда, мелкими буквами в примечаниях, но назвали. Кстати, обратите внимание на сокращения, они важны. Скажем, в основном проекте TNS, касающемся Интернета – Web Index -  в качестве генеральной совокупности рассматривается аудитория 12 – 54 года. Но число пользователей Интернета измеряется не в самом исследовании, а т.н. установочном исследовании, УИ. А вот в нем-то верхней возрастной границы нет при том, что населенные пункты те же – 100 тыс +. Словом, получилось упражнение на внимание высшей категории сложности.
Нет сомнений в том, что компании-измерители вправе сами определять дизайн своих исследований. Но он может не совпасть с вашими потребностями, читатель! Поэтому, для облегчения процесса гармонизации «спроса и предложения» давайте-ка все пересчитаем, пользуясь при этом последними данными Росстата, который – вот удача! – обновил в марте 2012 года демографические данные, включив в них итоги Переписи 2010 года.
Проблемы на этом пути, конечно, будут, но решаемые. У Росстата свои представления о возрастных диапазонах, причем по закону падающего бутерброда эти диапазоны не совпадают с используемыми в компаниях-измерителях. К тому же, после появления свежих данных они появляются в бесконечных таблицах не сразу, а постепенно. Например, доступные данные по возрастной структуре населения на момент публикации статьи относились к 2009 году, а по территориальной (численность городов) - к 2011. Но нельзя не признать, что это лишь технические трудности. Для того, чтобы обойти их, мы будем во всех случаях использовать линейную аппроксимацию, молчаливо предполагая неизменность во времени возрастной и территориальной структуры населения. Например, чтобы использовать в одной таблице данные, относящиеся к разным периодам, будем умножать более старые данные на отношение численности населения в 2011 году на то же в 2009. Кстати, для городского и сельского населения это отношение разное: в городе около 1,018, а вот на селе – 0,965, урбанизация продолжается.
В таблице (ниже) представлены наш пересчет данных Росстата численности населения России в нескольких возрастных диапазонах, проживающих в различных по величине населенных пунктах. Сюда же мы добавили данные измерителей – ФОМ и TNS – с учетом доли проникновения Интернета, полученной в каждой компании и получим искомое число пользователей Интернета.  
Численность населения России в зависимости от возраста и величины населенных пунктов, тыс. чел. 
Источник: данные – Росстат РФ, 2011 г., расчеты – R&T. Цветом выделены сектора, учитываемые компаниями-измерителями: зеленые – TNS, синие - ФОМ
Как легко убедиться, данные сошлись, т.е. наша модель позволила получить с достаточной точностью число интернет-пользователей как по версии TNS, так и ФОМ, небольшие расхождения объясняются накопленной погрешностью округлений.
И теперь самое главное: мы можем выдвинуть собственную версию числа пользователей. Оба измерителя по разным причинам обошли вниманием аудиторию 12 – 18 лет, проживающую в небольших городах (до 100 тыс. жителей) и селах. Этих молодых людей не так мало: 5217 тыс. человек, как следует из приведенной выше таблицы. Примем экспертно, что проникновение Интернета в этой группе равно 50%. Обоснование довольно очевидно: в данном случае действуют два разнонаправленных фактора: проникновение Интернета среди молодежи выше среднего, но в то же время они живут в небольших поселках, а, значит, проникновение ниже среднего. В итоге, получаем именно среднее. Таким образом, число «интернетчиков», полученное ФОМом надо увеличить на 2,609 млн человек и получаем итоговое число интернет-пользователей в россии: 60,41 млн человек возраста 12 лет и выше, проживающих в любых населенных пунктах.  
Конечно, это число будет расти и, в первую очередь, за счет небольших городов, на что, кстати, указывали многие спикеры, выступавшие на концеренции. Данные Росстата красноречиво свидетельствуют, что небольшие города и поселки представляют из себя серьезный резерв для роста: там живет не меньше людей, чем в миллионниках.
К тому же сегодняшние «поселки» - это не совсем то же самое, что лет 20 назад. Скажем, в риэлторы, работающие в премиальном сегменте, затрудняются назвать различия критериями выбора жилья между Москвой и Подмосковьем. И эта столичная тенденция престижности жизни на природе быстро проникает в регионы. Умножим это на хорошее покрытие сотовой связи на большинстве территорий, доступность устройств для входа в Интернет через мобильный телефон, стационарный телефон или компьютер через модем сотовой связи и мы получим гигантский резерв, учтенный не всеми и только отчасти.
Впрочем, почему отчасти? По данным ВЦИОМ проникновение Интернета немного выше, чем у ФОМа: 55% и 50%, соответственно. Откуда взялись эти 5%? Их появление нельзя объяснить ни разницей в генеральной совокупности (она одинакова), ни изучаемых территорий – тоже одинаковы. И погрешность измерений тут тоже не при чем: во ВЦИОМ утверждают, что она не превышает 3,4%. Откуда взялись эти «лишние люди»?
Казалось бы, все просто: во ВЦИОМе опрашивают 1600 человек (и это всероссийский опрос!), в то время как в ФОМе полученные цифры интегрируют мнение 39 тыс. респондентов, а в TNS и того больше – 120 тыс. Но тут кроется ловушка: с точки зрения погрешности измерений эти различия ничего не значат. 1600 «вциомовских» респондентов вполне достаточно, чтобы получить декларируемую погрешность 3,4% при соблюдении всех норм и правил, разумеется. Увеличение выборки ведет не снижению погрешности, а к возможности уменьшать «фокус» исследования, репрезентировать его данные не во «всероссийском масштабе» (как ВЦИОМ), а на уровне федеральных округов (как ФОМ) или даже отдельных крупных городов (как TNS).
Различия в измеренном числе «интернетчиков» объясняются разницей в том, о чем и – главное – как спрашивают респондентов. Исследователи не без оснований считают анкету своей коммерческой тайной . Впрочем, часто формулировки вопросов у нас перед глазами, их обычно включают в презентации. 
Источник: ВЦИОМ
Возвращаясь к тем же опросам ВЦИОМ и ФОМ несложно заметить, что если в первом случае в месячную аудиторию входят те, кто пользовался Интернет «хотя бы несколько раз за последний месяц», во втором случае – «хотя бы раз за последний месяц». Тем, кто пользуется Сетью совсем редко, ВЦИОМ оставляет «лазейку» - «эпизодически, но не менее 1 раза в полгода», у ФОМа такой возможности нет. Различия вроде бы небольшие, но – набегает. С учетом набежавших 5% общее число интернет-пользователей может составить 63,43 млн человек..   
Что же в итоге? Мы «примирили» данные разных компаний, что позволяет использовать данные любой из них, ориентируясь исключительно на совпадение собственных потребностей и дизайна каждого из исследований. Кроме того, у нас теперь есть детализированная таблица (еще более детализированную можно скачать здесь), позволяющая пусть и грубо рассчитать величину Интернет-аудитории в различных возрастных группах и разных по величине населенных пунктах. Грубо, потому что у нас есть лишь средние цифры по стране, не учитывающие местных различий. Для них, конечно, нужны отдельные исследования. Наконец, можно ожидать, что в дальнейшем будут видоизменяться анкеты, все больше ориентируясь не на сам факт пользования Интернетом, а на стиль «виртуальной жизни». А сам вопрос о числе пользователей станет мало кому интересным анахронизмом, как сегодня им на глазах становится «число пользователей мобильными телефонами». Он есть у каждого активного человека. Вот смартфон – это другое дело…     
Тэги:

Кол-во просмотров: 6214



Еще по теме

Красиво жить не запретишь

Красиво жить не запретишь

«Нормальная жизнь» в представлении россиян стала дороже

Новое большинство

Новое большинство

Изменение демографической ситуации должно изменить маркетинговые инструменты

Будущее в зеркале настоящего

Будущее в зеркале настоящего

Жизнь меняется, а привычки остаются

Потерянное поколение

Потерянное поколение

Маркетологи взялись за тех, от кого не зависит будущее