Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




На лице написано

На лице написано

Выражение лица респондента может быть индикатором его отношения к вкусу продукта

«Фу, гадость! Вкус просто ужасный!» Если у вас есть возможность видеть чье-то лицо, когда этот человек ест, подобные восклицания обычно излишни. Такие спонтанные выражения лица представляют собой вполне недвусмысленный язык, который понятен человеку любой национальности. Но могут ли эти невербальные реакции нашего лица передать информацию так же точно в том случае, если вкус будет более тонким, и таким образом предоставить дополнительную информацию для получения оценочных ответов при проведении классических сенсорных исследований? Шведские и датские исследователи из Европейского центра сенсорных исследований (ESN) тщательно изучили этот вопрос.

Выражения лица, появляющиеся в ответ на определенные сенсорные раздражители, являются врожденными. Это было продемонстрировано в исследованиях с применением видеозаписи новорожденных детей, которым капали сладкие или горькие капли на язык. Независимо от того, к какой культуре они принадлежали, дети реагировали на вкус с такими выражениями на лице, которые взрослые могли определить как соответствующие недовольству или удовольствию.
Взрослые спонтанно реагируют на основные вкусы очень похожим образом. Сладкие и соленые раздражители также вызывают появление соответствующих выражений лица. До сих пор эксперты считали, что различия в этих выражениях не настолько сильны, чтобы наблюдатель мог безошибочно связать определенный вкус с соответствующим выражением лица. Но, как выяснилось, это не совсем так.
Карин Вендин из Шведского института продовольствия и биотехнологий (SIK) и ее коллеги из факультета биологических наук Университета Копенгагена (KU-LIFE) в рамках совместного проекта изучили связь между выражением лица человека и воспринимаемой им интенсивности и вкуса.и его характером.
Для исследования была создана панель, состоящую из 21 человека, каждый из которых являлся квалифицированным экспертом по оценке вкусовых ощущений. Каждому из них ученые представили по три образца водных растворов со сладким, соленым, горьким, кислым вкусами и вкусом юмами (глутамат натрия), при этом все образцы обладали разной интенсивностью вкуса). Кроме того, каждому респонденту был предъявлен один нейтральный образец, содержащий чистую воду. Дегустация этих образцов в наблюдательной лаборатории KU-LIFE была записана на видео. Экспертов попросили указать базовый вкус каждого отдельного образца, указать его интенсивность и с помощью девятибалльной шкалы оценить то, насколько приятным или неприятным был этот вкус. Выражения лица, записанные на видео, были закодированы и проанализированы при помощи программного обеспечения для распознавания лиц. Затем выражения лиц экспертов были проанализированы двумя квалифицированными наблюдателями, работавшими независимо друг от друга. В итоге, наблюдатели выделили двенадцать характерных выражений лица, продемонстрированных экспертами в ходе дегустации различных образцов и оценки их качества и интенсивности (см. иллюстрации). 
 
 
 
 
Нейтральное выражение*
Нахмуренные брови*
 
Широко раскрытые глаза*
 
Прищуренные глаза*
 
 
 
 
 Наморщенный нос*
 Раздутые ноздри*
 Сжатые губы*
 Вытянутые губы*
 
 
 
 
 Уголки губ подняты*
 Уголки губ опущены*
 Открытый рот*
 Высунутый язык*

* все изображения © Helene Allesen-Holm

Влияние вкуса на на выражение лица респондента

Исследователи установили, что выражение лица респондента связаны как с типом основного вкуса, так и с его интенсивностью, а также «степени приятности» для конкретного человека. С незначительными исключениями лицевые реакции были тем более выраженными, чем более интенсивным и неприятным был вкус образца. Однако даже вода, имеющая нейтральный вкус, вызвала у разных экспертов различные выражения лица, такие как плотно сжатые губы, нахмуренные брови и открытый рот.
Реакции на горькое и кислое сильно отличались друг от друга. Эксперты реагировали на горькие раздражители, хмуря брови, морща нос, широко раскрывая глаза и щурясь (прикрывая глаза). А реакцией на кислые раздражители были нахмуренные брови, сжатые губы, вытянутые губы и опущенные уголки губ.
Различия в реакциях на горькие и соленые раздражители были менее выраженными. Эксперты по оценке вкусовых ощущений реагировали как на горькие, так и на соленые раздражители похоже: хмуря брови, морща нос, широко раскрывая глаза и щурясь. Более тонкие различия стали заметны тогда, когда массив всех выражений лиц просматривался целостно, а выявление взаимосвязей между отдельными элементами проводилось при помощи «Метода главных компонент» (Principal Component Analysis**, PCA). Результаты показали, что эксперты, пробуя наиболее соленые образцы, раздували ноздри и опускали кончики губ. То же самое происходило, когда они пробовали слегка и средне-горькие образцы, но не в тех случаях, когда образец имел очень горький вкус.

Лица отражают неприязнь более четко, чем положительные ощущения

Базовые образцы со вкусом юмами и сладким вкусом воспринимались как довольно приятные и вызывали слабо выраженные реакции лица. На первый взгляд они почти не отличались от реакции на чистую воду. Только после применения Метода главных компонент удалось установить, что эксперты чаще реагировали на более сильный вкус юмами, поднимая уголки губ вверх, и реже хмурили брови и щурили глаза, реагируя на сладкие раздражители.
Руководитель проекта Карин Вендин подвела итог: «Наше исследование показало, что анализ выражения лица респондента подходит для измерения степени недовольства чем-либо, но не подходит для измерения степени приятности или нейтральных ощущений. Мы впервые смогли доказать, что выражение лица может служить признаком различий как в качестве раздражителей, так и в их концентрированности». 

** Метод главных компонент (англ. Principal component analysis, PCA) — один из основных способов уменьшить размерность данных, потеряв наименьшее количество информации. Разработан К. Пирсоном (Karl Pearson) в 1901 г. Применяется во многих областях, таких как распознавание образов, компьютерное зрениесжатие данных и т. п. Вычисление главных компонент сводится к вычислению собственных векторов и собственных значений ковариационной матрицы исходных данных. Иногда метод главных компонент называютпреобразованием Кархунена-Лоэва (Karhunen-Loeve) или преобразованием Хотеллинга (Hotelling transform). Википедия.

По материалам портала European Sensory Network. 

Тэги:

Кол-во просмотров: 6185

Автор: Research&Trends


Еще по теме

Методы проб без ошибок

Методы проб без ошибок

Берндт Шуберт рассказывает о последних тенденциях сенсорных исследований

Мелочи жизни

Мелочи жизни

Опросы позволяют получить больше информации, чем кажется на первый взгляд

Новинки с запахом

Новинки с запахом

«Стоимость исследований - лишь «статистическая погрешность» в объеме инвестиций, необходимых для запуска новой категории»

Спроси меня как

Спроси меня как

Как привлечь потребителя к участию в создании нового продукта

Методы проб и ошибок

Методы проб и ошибок

Секреты эффективного тестирования товаров