В 2009 году по оценке компании «Экспресс-Обзор в России функционировало 1806 фитнес – клубов. По сравнению с 2008 годом их число увеличилось на 56 единиц. Объем российского рынка фитнесс-услуг в стоимостном выражении в 2009 г. сократился на 16,2%, в то время как в период 2004 – 2008 гг. темпы роста не опускались ниже 20%. Количество регулярных потребителей фитнесс-услуг в 2009 г. снизилось на 14,5%.
Характерно, что в регионах число посетителей фитнесс-клубов снизилось незначительно либо осталось на относительно стабильном уровне – в отличие от рынков Москвы и Санкт-Петербурга. За счет этого доля регионов в общей структуре распределения потребителей фитнесс-услуг увеличилась в 2009 г. на 1,2%.
В стоимостном выражении наиболее заметно сократился удельный вес московского рынка – на 4%, тем не менее, на Москву и Петербург по итогам 2009 г. по-прежнему приходится около 70% оборота индустрии фитнесса.
По данным компании «Экспресс-Обзор», наибольшее влияние на рынок оказывает уровень доходов и, соответственно, уровень жизни населения, а также популярность здорового образа жизни. Кроме того, следует принимать во внимание, что рынок фитнес – услуг развивался «сверху вниз». Сначала открывались клубы премиум-класса, затем средние-и низкоценовые заведения. По всей видимости, эта особенность будет значительно скорректирована кризисом. Основный потенциал развития отрасли, по мнению «Экспресс-Обзор», приходится на бизнес, позиционирующийся в среднем ценовом сегменте (в регионах, помимо него, сегмент «эконом плюс»).
К факторам, сдерживающим развитие рынка, следует отнести снижение доходов и уровня благосостояния населения в связи с финансовым экономическим кризисом и недостаток подходящих по техническим параметрам площадей, наблюдавшийся в последние годы. По-прежнему актуальными остаются проблемы дефицита кадров, недостаточно пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта, значительный горизонт возврата инвестиций.