Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Упал и не отжался

Упал и не отжался

Что чувствуют и как ведут себя россияне в критические для национальной валюты дни

Резкий скачок курса рубля, произошедший в среду, 17 декабря 2014 года, посеял разные чувства в душах наших сограждан. У одних – гнев и ярость, злость и раздражение, у других – усталость, безразличие и безнадежность. Однако немало было и тех, кто мог бы вслед за известным героем детской сказки повторить: «Спокойствие, только спокойствие! Это все пустяки, дело житейское!». Используя исследовательский инструментарий, мы решили выяснить по горячим следам, какие группы наших сограждан испытывают те или иные чувства по поводу произошедшего, а заодно понять: есть ли разрыв между их чувствами и их действиями.

Буквально на следующий день после «черной среды», т.е. в четверг 18 декабря компания Online Market Intelligence (OMI) по просьбе R&T задала членам своей access-панели серию вопросов, касающихся их отношению к происходящему. Полторы тысячи ответов, взвешенных по средним общероссийским демографическим показателям, были готовы уже на следующий день. Напомним, ни тогда, ни сейчас в день, когда пишутся эти строки, еще не было ясно: продолжится ли падение рубля или он начнет укрепляться. Словом, полученные данные - это не пейзаж после битвы, а репортаж с места событий.

Первый вопросы был простым: есть ли у респондентов деньги, а если да, то в какой валюте они их держат? «Да, есть», - отвечают респонденты. И большинство из них держат деньги в рублях.

 В какой валюте Вы храните свои сбережения?

В какой валюте Вы храните свои сбережения

Источник: OMI

Интересно, что факт наличия сбережений подтвердили как бедные (хватает на еду, покупка одежды проблематична) - 68%, так и богатые (могут позволить себе всё, в т.ч. покупку квартиры) – 90%. Может показаться парадоксальным, но доля держателей рублевых вкладов среди обеспеченных слоев населения даже выше, чем среди тех, кто с трудом сводит концы с концами - 82% и 65%, соответственно. Что же почувствовали наши сограждане, когда случился обвал национальной валюты? Как следовало ожидать, мнения разделились.

Какие чувства Вы испытывали, когда узнали об обвальном падении рубля? (Не более двух вариантов ответа)

Какие чувства Вы испытывали, когда узнали об обвальном падении рубля

Источник: OMI

Практически, половина (49%) ощутили безразличие, усталость и безнадежность. Чуть меньше – 40% - злость и раздражение, а треть (30%) – страх и панику. Надо полагать, что многие попали одновременно в несколько групп ,ведь можно было выбрать несколько вариантов ответа. Были и те, кто остался спокоен и даже обрадовался. Причем, люди не столь прагматичны, как может показаться: среди держателей долларовых сбережений «обрадовался» лишь каждый шестой – 15%.  

Как и следовало ожидать, когда речь идет о чувствах, гендерная принадлежность – это существенный фактор. Мужчины, в отличие от женщин значимо более спокойны, а когда чувствуют опасность, то испытывают злость, а не впадают в панику или безнадежность.   

Какие чувства Вы испытывали, когда узнали о падении курса рубля?

Какие чувства Вы испытывали, когда узнали о падении курса рубля?

Источник: OMI

Возраст также имеет значение, хотя и не слишком больше: чем старше возрастная группа, тем больше в ней доля «спокойных»: сказывается опыт, ведь это уже не первый и не второй кризис на их веку. Примерно так же влияет на чувства людей и их материальное положение: чем обеспеченнее респонденты, тем больше среди них доля спокойных, они испытывают, скорее, раздражение и злость, чем панику и страх.   

Что же собирались сделать россияне, оказавшись в трудной ситуации? Вот их ответы.

Что именно Вы собирались сделать в сложившейся ситуации?

Доля согласившихся с утверждением, %

Поменять рубли

15,1

Поменять валюту

9,3

Как можно быстрее потратить

38,0

Положить в банк

9,4

Забрать из банка

11,1

Другое

17,1

Примечание: совокупная доля меньше 100%, т.к. учитывались ответы только тех, кто собирался что-то предпринять. 

Источник: OMI

А что они сделали в действительности?

Сделали ли Вы что-то в связи с ситуацией с валютным курсом?

Доля согласившихся с утверждением, %

Поменял рубли

7,7%

Сделал крупную покупку

15,4%

Положил деньги на счет в банке

6,0%

Забрал все сбережения из банка

5,7%

Поменял иностранную валюту на рубли

4,1%

Купил много непортящихся продуктов

15,1%

Другое;

1,8%

Ничего из перечисленного

55,3%

Источник: OMI

Подведем итоги: около 60% респондентов, испытывая сложные чувства (далеко не всегда «спокойствие»), начинают метаться и делают прямо противоположные действия. Одни кладут деньги в банк. Другие забирают их оттуда. Одни меняют рубли, другие меняют валюту. Примерно каждый третий (38%) хочет потратить все как можно быстрее, и это им удается: половина делает «большую покупку», остальные просто впрок закупаются продуктами (соль, спички, керосин – таков был еще не так давно аналогичный «стандартный набор»).

Все так, но обращает на себя внимание последняя строчка в таблице. Ничего из перечисленного не собирались сделать больше половины (!) респондентов. Но почему? Предвидя подобные расклады, мы спросили их об этом. Больше половины респондентов объясняют свое бездействие тем, что «от них ничего не зависит».

Почему у Вас не возникло желание что-либо делать?

Почему у Вас не возникло желание что-либо делать   

Источник: OMI

Тут тоже есть нюансы. В данном случае, материальное положение респондентов существенно определило их позицию. Так, среди группы малообеспеченных людей доля «пассивных», т.е. тех, кто считает, что от них ничего не зависит, составляет 72%. Аналогичный показатель в группе обеспеченных вдвое меньше – 35%. При этом среди бедных гораздо меньше тех, кто был активен, но неудачлив (вариант ответа «упустил момент») - 10% и этот показатель растет вместе с уровнем  благосостояния респондентов до 28%. Может быть, люди потому и бедны, что пассивны? Впрочем, это тема для другого исследования.  

Тэги:

Кол-во просмотров: 8443

Автор: Research&Trends


Еще по теме

Немолодые становятся продвинутыми

Немолодые становятся продвинутыми

Люди пожилого возраста узнают о брендах не только из телевизора

Парадоксы медиапотребления

Парадоксы медиапотребления

Доверие к источнику информации может стать таким же важным показателем, как и охват

Главный экспонат

Главный экспонат

Зачем бренды сотрудничают с музеями

А мы крепчаем

А мы крепчаем

Блокировка Роскомнадзором мессенджера Телеграм через две недели привела к незначительному росту его аудитории

Интересный разговор

Интересный разговор

Как владельцы смартфонов используют мессенджеры