Не отвлекут ли flash-элементы респондента от его прямой обязанности – думать над ответами онлайн анкеты.
      
    
            Объемы использования онлайн опросов в современных маркетинговых и социологических исследованиях стремительно растут. За последние несколько лет они из «экзотики» превратились в один из привычных способов сбора данных, обладающий своими преимуществами и недостатками.
С момента появления онлайн опросов изменилось многое: способы организации и проведения онлайн опроса, инструменты рекрутинга, механизмы контроля процесса сбора данных и т.д. Что еще важнее, изменилась сама Веб среда и ожидания пользователей от пребывания в ней. Так, современный Интернет сайт уже невозможно представить без продуманного, выверенного дизайна. Веб-сервисы привлекают потенциальных пользователей не только все более совершенным функционалом, но и новшествами из разряда «юзабилити»: онлайн сервисы, да и компьютерные интерфейсы в целом, становятся сегодня все удобнее, а к хорошему, как известно, привыкаешь быстро.
На этом фоне все улучшающегося качества веб-сервисов особенно «отличаются» онлайн анкеты, причем отличие это отнюдь не в положительную сторону. Анкеты в основной своей массе, по-прежнему остались на экране респондента такими, какими были несколько лет назад: громоздкими и не всегда качественно сверстанными. В особенности это касается «табличных вопросов», столь часто используемых маркетологами. Таблицы, которые приходится заполнять респондентам, часто не помещаются на экран, а то и на несколько экранов. Даже «материально замотивированным респондентам» выдержать такое непросто, что становится причиной роста доли «начатых, но не законченных анкет», аномально быстрого прохождения таблиц и т.д. Но так ли обязательны эти «табличные формы», да и вообще – скупость изобразительных средств, «серьезность» онлайн анкеты? Если на бумаге табличную форму подачи информации заменить чем-либо трудно, то в онлайн среде на помощь могут прийти современные интерактивные элементы, основанные на flash-технологии. Однако с началом их использования могут появиться и новые проблемы. Как повлияют интерактивные элементы на качество данных? Проведенное нами исследование позволяет ответить на некоторые возникающие здесь вопросы.
Что измеряли
Главной цельюисследования была проверка гипотезы о позитивном воздействии интерактивного инструментария на качество данных онлайн опроса. Мы выделили несколько элементов макета онлайн анкеты, влияющих на ее восприятие (см. Табл. 1)
Таблица 1. Факторы, влияющие на восприятие анкеты
	
		
			| 
			 Базовые факторы 
			 | 
			
			 Состав базового фактора 
			 | 
		
		
			| 
			 Логика построения вопроса и его представление на экране 
			 | 
			
			 Месторасположение вопросов на экране, принципы их выравнивания 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Количество одновременно выводимых на экран вопросов 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Возможность и легкость перехода между вопросами для респондента 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Наличие, вид и объем справки для респондента, которой можно воспользоваться в ходе опроса 
			 | 
		
		
			| 
			 Форма используемых вопросов 
			 | 
			
			 Основные типы используемых вопросов: закрытые/открытые; радио- и чек-кнопки, ролевые схемы и т.д.; 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Способ организации вопроса. Например, табличный вопрос можно представить в стандартном виде, как таблицу, а можно по drag-and-drop схеме. 
			 | 
		
		
			| 
			 Цветовое оформление и графические элементы анкеты и отдельных вопросов 
			 | 
			
			 Логотипы и пиктограммы, сопровождающие вопросы 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Использование анимации: как для схемы формата вопроса (например, полевой или drag-and-drop), так и для справки, сопроводительных логотипов и т.д.; 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Использование мультимедиа: аудио- и видеоэлементов 
			 | 
		
	
Под качеством данных мы понимали параметры, указываемые обычно в стандартных классификациях источников систематических ошибок, за исключением ошибки выборки, которая не является в данном случае анализируемым фактором (см. Табл. 2).
Таблица 2. Виды ошибок, допускаемых респондентами при заполнении анкеты
	
		
			| 
			 Параметр 
			 | 
			
			 Элементы основных парамеров 
			 | 
		
		
			| 
			 Ошибка «неответов» (non-response error) 
			 | 
			
			 Незавершенный опрос (partial non-response 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Пропущенные вопросы (item non-response)1 
			 | 
		
		
			| 
			 Ошибка измерения (measurement error) как отклонение полученных ответов от их реального значения 
			 | 
			
			 Общие требования валидности и надежности 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 «Правдоподобие» ответов, в т.ч. выявление заведомо ложных данных, отсев спидсеттеров, заполняющих анкету аномально быстро. 
			 | 
		
		
			| 
			 Удовлетворенность пользователей и ее связь с ошибками неответов и измерения 
			 | 
			
			 Прямые оценки: на основе вопросов о том, насколько им понравился этот опрос (часто добавляют в конце опроса 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Косвенные оценки, в т.ч. время, потраченное на опрос, число символов в ответах на открытые вопросы, ответы на необязательные вопросы 
			 | 
		
		
			| 
			   
			 | 
			
			   
			 | 
		
	
Примечание 1. В большинстве современных анкет, пропустив вопрос, нельзя перейти к следующему. Поэтому в данную категорию часто относят количество выбранных вариантов «затрудняюсь ответить», а также неприемлемых ответов (например, случайные буквенные сочетания вместо ответа на открытый вопрос).
Наиболее комплексный параметр из перечисленных выше – это удовлетворенность пользователя. Она прямо связана с остальными двумя критериями, а иногда и является существенной причиной их низкого уровня. Так, слишком длинный или монотонный опрос может привести к простому «пролистыванию» вопросов и заполнению их случайным образом. Мы полагаем, что достаточно одного подобного негативного опыта, чтобы в дальнейшем респондент был склонен вести себя схожим образом.
Дизайн исследования
В опросе принимали участие 432 жителя городов-миллионников в возрасте от 16 до 44 лет. При планировании исследования мы стремились получить оценку качества данных, полученных с использованием интерактивного инструментария и без него. Кроме того, важно было проводить экспериментальный опрос в «условиях, максимально близких к боевым», т.е. использовать не индивидуально запрограммированные в единственном экземпляре анкеты, а обычные, «взятые с конвейера». Работа с прямым программированием анкет не позволила бы обоснованно оценить трудоемкость создания опроса. Никакие преимущества в качестве данных или удовлетворенности респондентов не могли бы рассматриваться как значимые для улучшения схемы онлайн опросов, если бы они привели к отказу от их базовых преимуществ онлайн опросов – скорости проведения и низких цен.
В итоге, мы решили сравнить два вида анкет:
- стандартная, написанная на html, т.е. соответствующая «бумажному» аналогу;
- «flash опросник», позволяющий легко интегрировать любые графические и мультимедийные интерактивные элементы.
Первая модель (html) была реализована на одной из наиболее популярных в мире систем для онлайн опросов - Net-MR от компании GMI. Вторая — на собственной платформе для Flash опросов, которая была разработана автором статьи. Отметим, что система, разработанная нами, прошла к моменту тестирования более десятка коммерческих запусков для проведения маркетинговых исследований.
Кроме интерактивных элементов мы исследовали влияние присутствия в анкете логотипов и других изображений на качество данных. Дело в том, что в обычных оффлайн опросах изображения и логотипы принято использовать либо в виде отдельных карточек, либо в анкете, когда сами изображения являются частью инструментария или тестируемым объектом. Мы предполагаем, что присутствие изображений в веб-среде является «нормой», а потому их восприятие может быть иным в сравнении с бумажным вариантом.
Таким образом, в исследовании проводилось сравнение данных, полученных от четырех анкет, оформленных различным образом. Общая выборка была случайно разбита на четыре части с соблюдением равного представительства респондентов по полу и возрасту внутри групп. Респонденты из каждой группы (подвыборки) участвовали в опросе, выполненном по одной из следующих схем:
1. html без логотипов;
2. html с логотипами;
3. Flash без логотипов;
4. Flash с логотипами.
Качество данных и степень удовлетворенности респондентов, заполнивших анкеты, мы оценивали по следующим параметрам:
1.    Время заполнения анкеты в целом;
2.    Время заполнения контрольных вопросов (как открытых, так и закрытых);
3.   Успешность преодоления «ловушек» на внимательность чтения анкеты.
4. Число символов в открытых вопросах;
5. Количество выбранных вариантов ответов в вопросах с множественным выбором;
6. Прямые оценки удовлетворенности респондентов различными элементами анкеты, в т.ч.:
а   Графическим оформлением анкеты;
b.   Темой опроса;
c.    Длиной анкеты;
d.   Опросом в целом.
Основные результаты
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что использование интерактивных элементов в сочетании с логотипами и изображениями уменьшает среднее время заполнение анкеты (рис. 1). При этом, чем больше интерактивных элементов, тем меньше время заполнения, несмотря на то, что страницы с flash-элементами и изображениями (логотипами) загружаются, в среднем, несколько дольше.
Рис. 1. Среднее время опроса, с
Влияние формы представления вопроса на качество данных мы проверяли, используя пять табличных вопросов: четыре из них были «классические», т.е. с возможностью выбора одного ответа в строке; еще один — с возможностью выбора нескольких ответов по каждому из объектов.
В html анкетах все таблицы были выполнены в традиционном виде, повторяющем «бумажный». Во Flash анкетах эти же вопросы задавались с использованием «перетаскивания» (drag-and-drop) элементов ответа или клика на них. Такая схема позволила нам сравнивать результаты одних и тех же по содержанию вопросов, но заданных в разной форме.
Как показали результаты дисперсионного анализа полученных в ходе эксперимента данных (см. Табл. 3), добавление интерактивных элементов в табличные вопросы с одним ответом в строке приводит к значимому снижению времени на ответ (F4,425 = 3,022; p = 0,018).
Таблица 3. Среднее время заполнения табличных вопросов с единственным ответом, с 
	
		
			| 
			 Форма вопроса 
			 | 
			
			 Вопрос 1 
			 | 
			
			 Вопрос 2 
			 | 
			
			 Вопрос 3 
			 | 
			
			 Вопрос 4 
			 | 
		
		
			| 
			 html без логотипов 
			 | 
			
			 141 
			 | 
			
			 225 
			 | 
			
			 151 
			 | 
			
			 192 
			 | 
		
		
			| 
			 html с логотипами 
			 | 
			
			 158 
			 | 
			
			 124 
			 | 
			
			 166 
			 | 
			
			 73 
			 | 
		
		
			| 
			 Flash без логотипов 
			 | 
			
			 107 
			 | 
			
			 139 
			 | 
			
			 72 
			 | 
			
			 126 
			 | 
		
		
			| 
			 Flash с логотипами 
			 | 
			
			 130 
			 | 
			
			 172 
			 | 
			
			 72 
			 | 
			
			 127 
			 | 
		
	
При этом, повышение скорости заполнения анкеты не снижает концентрацию внимания респондентов. Этот вывод мы сделали, проанализировав результаты ответов на «вопросы-ловушки». Они были сформулированы так:
Это высказывание для проверки Вашего внимания. Пожалуйста, выберите для него вариант «Полностью согласен». 
По результатам сравнения всех четырех подвыборок по тесту Краскела — Уоллиса значимых различий выявлено не было (р = 0,136).
Таблицы с множественным выбором – это, пожалуй, наиболее сложный для восприятия элемент. Могут ли логотипы и интерактивные элементы облегчить жизнь респонденту? Наши исследования показывают, что да, могут, но есть важные детали.
Как видно из Таблицы 4, появление логотипов существенно снижает время заполнения анкеты. Однако появление в анкете Flash-элементов не только не приводит к повышению скорости, но и уменьшает число ответов, которые дает респондент (напомним, в данном случае, их может быть несколько). Означает ли последнее ухудшение качества данных? На наш взгляд, не означает.
Панелисты, регулярно участвующие в опросах, постепенно приобретают опыт. Именно он и позволяет им быстро заполнять довольно объемные анкеты. В данном случае, они столкнулись с новой для себя моделью (оцениваемые бренды располагались в столбцах, а не строчках, как обычно). Здесь нельзя просто «пройтись по всем строкам», а необходимо выбирать и «перетаскивать» подходящие характеристики к некоторым брендам. То есть, заполнение анкеты требовало от респондентов большего, чем обычно внимания, а, значит, и качество получаемых данных, скорее всего, выше.  
Таблица 4. Показатели для табличного вопроса с возможностью множественных ответов
	
		
			| 
			   
			 | 
			
			 Среднее количество ответов 
			 | 
			
			 Среднее время, потраченное на вопрос в целом, с 
			 | 
			
			 Среднее время на один ответ, с 
			 | 
		
		
			| 
			 html без логотипов 
			 | 
			
			 26,91 
			 | 
			
			 167 
			 | 
			
			 8,0 
			 | 
		
		
			| 
			 html с логотипами 
			 | 
			
			 30,65 
			 | 
			
			 110 
			 | 
			
			 4,8 
			 | 
		
		
			| 
			 Flash без логотипов 
			 | 
			
			 17,87 
			 | 
			
			 185 
			 | 
			
			 13,7 
			 | 
		
		
			| 
			 Flash с логотипами 
			 | 
			
			 16,93 
			 | 
			
			 163 
			 | 
			
			 12,1 
			 | 
		
	
Для оценки уровня удовлетворенности респондентов мы использовали два открытых вопроса: один практически в самом начале, другой — в конце. Характерно, что ответы на первый вопрос не различались ни по длине среднего ответа (число символов), ни по времени, затрачиваемом на ответ. На расположенный в конце анкеты второй вопрос люди отвечали иначе. Во Flash опросах средняя длина ответов респондентов, по сравнению с html, увеличилась на 12-15%. Добавление изображений и логотипов также приводило к росту количества символов в ответе в среднем еще примерно на 5%.
С учетом того, что во всех четырех опросах присутствовал индикатор прохождения опроса и респонденты знали, что данный вопрос — заключительный, подобные результаты могут рассматриваться как один из способов оценки удовлетворенности от участия в опросе.
Респондентам задавались и прямые вопросы, касающиеся их впечатления от опроса. В духе проводимого эксперимента, они были заданы как в традиционной табличной форме, так и в виде интерактивного слайдера (число вариантов ответов в обоих случаях было одинаковым). Как следует из Рис. 2 интерактивность анкеты людям понравилась, а вот наличие логотипов мало повлияло на их оценки.
Рис. 2. Средний уровень удовлетворенности респондентов по прямым оценкам
Заключение
Полученные результаты в целом согласуются с нашими предположениями о повышении качества данных за счет использования в анкете интерактивных элементов. Их появление, как правило, приводило к значимому снижению времени заполнения анкеты. Более того, снижение времени происходило без потери качества по анализируемым критериям, а оценки удовлетворенности опросом оказались во Flash варианте значительно выше. Не столь однозначными оказались выводы по воздействию изображений и логотипов: здесь основной итог заключается в том, что это воздействие существует, и оно может проявляться как в положительную, так и в отрицательную с точки зрения качества данных сторону.
Полученные итоги отнюдь не означают, что все онлайн опросы должны быть переведены на Flash. Тем не менее, при относительно длинной анкете, использовании громоздких и сложных для респондента вопросов продуманное включение интерактивных элементов может способствовать повышению качества данных.
Автор: Сергей Некрасов, начальник отдела разработки новых продуктов.Online Market Intelligence (OMI)