Research&Trends: Изменилась ли структура спроса в вашей отрасли за последние год-полтора?
Раиль Хисматуллин: Заметные изменения есть. На российский рынок всегда влияли западные рынки. И если речь шла не о продукции западного производства, то, как минимум, о моде. Сегодня главным трендом в российском питании становится профилактика здоровья. Велнес-продукция становится всё более востребованной. Но нужно понимать, что велнес – это целая философия. Потребитель сейчас хочет не просто съесть что-то для здоровья – он хочет, чтобы каждая его покупка соответствовала философии здоровья, активности и долголетия. Это меняет спрос, например, на форму продукции. В прошлом году, например, мы изменили упаковку пользующихся стабильным спросом медовых композиций – мёда с добавлением натуральных и активных продуктов вроде перги, прополиса или маточного молочка. Раньше потребителя устраивало, что композиции реализуются в банках. Но сегодня потребитель требует от знакомого продукта большего. Современный человек – активный человек. Он хочет заботиться о своём здоровье даже на бегу. И мы приняли решение ввести в обращение новые виды упаковки. Медовые композиции стали выходить в тюбиках, как у космонавтов. И теперь велнес-ориентированные потребители могут правильно питаться и в автобусе, и в офисе, и во время утренней пробежки.
R&T: Произошло ли перераспределение направлений маркетинговой активности на вашем рынке?
Раиль Хисматуллин: Бизнес прямых продаж подвержен общей тенденции всё большего электронного маркетинга с элементами маркетинга партнёрского. Объясняется это просто. Век высоких технологий требует больших скоростей. Активному предпринимателю уже давно недостаточно телефона и личных встреч. В интернете сейчас он может и продавать, и консультировать, и заниматься узкопрофильными вопросами, логистикой, например.
R&T: Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить уже существующие?
Раиль Хисматуллин: Если говорить о переработке продуктов пчеловодства, то определённо нет. А новые технологии в прямых продажах появляются. Они связаны с применением электронных средств. Это вебинары, онлайн-обучение, телемосты, интернет-магазины. Совсем недавно они казались техническими изысками, потом сразу же превратились в реальность. Сейчас это – необходимость, без которой на рынке не сможет удержаться любая компания. «Тенториум» сегодня проводит минимум один ежегодный международный телемост и два вебинара в неделю. Это не имиджевая деятельность – это необходимость взаимодействия с удалёнными офисами и региональными представителями.
R&T: Ощущаете ли Вы давление со стороны компаний, работающих на смежных рынках?
Раиль Хисматуллин: Конкуренция на велнес-рынке сейчас очень серьёзная. Фактически, на него при желании может выйти игрок из любой сферы, включая чёрную металлургию. Как я уже говорил, велнес – это целая философия, где медовые композиции должны сочетаться с гантелями и правильным настроем. Но мы давления не ощущаем, так как ни с кем напрямую не конкурируем.
R&T: Появились ли на вашем рынке новые сильные игроки?
Раиль Хисматуллин: Игроки по определению должны появляться. Сейчас возникает большое количество мелких фирм с дешёвой продукцией. Но их нельзя назвать сильными игроками. Чаще всего такие фирмы губят сами себя, выбирая политику агрессивного маркетинга или снижения издержек за счёт использования непроверенного или заведомо некачественного сырья.
R&T: Изменилась ли концентрация вашего рынка?
Раиль Хисматуллин: Как я уже говорил ранее, концентрация рынка незначительно меняется.
R&T: Изменился ли характер конкуренции за последнее время?
Раиль Хисматуллин: Характер конкуренции меняется регулярно, но незначительно. В этом сезоне всё чаще появляются факты недобросовестной конкуренции. Например, в 2015 году ФАС разбирала два дела о недобросовестной конкуренции и злостном нарушении закона «О рекламе», касающиеся участников нашего рынка. Возможно, аналогичные случаи будут и в этом году.
R&T: Изменилось ли поведение потребителей?
Раиль Хисматуллин: Сегодня потребитель стал грамотнее, взыскательнее, требовательнее. Интернет даёт потребителям много возможностей. Можно выбрать самый качественный продукт. Можно выбрать самый удобный вариант приобретения. Можно сравнить состав и эффективность. Отзывы, комментарии, тематические форумы, группы по интересам – потребитель имеет неограниченное количество возможностей и старается воспользоваться каждой.
R&T: Можно ли говорить о том, что барьер входа на ваш рынок изменился?
Раиль Хисматуллин: Барьер входа на рынок прямых продаж всегда был высок, а в современных условиях – очень высок. Причина здесь – в отсутствии специального образования для специалистов отрасли.
R&T: Какое событие, произошедшее за последний год, вы считаете самым значимым для вашей отрасли?
Раиль Хисматуллин: В прошлом году в Европе была предпринята попытка создания специального образования для сферы прямых продаж. Университет UPEC (это бывший университет Париж 12 Валь де Марн) объявил о начале дистанционного обучения по специальности «Маркетинг и менеджмент в прямых продажах». В планах университета стояло создание отдельного факультета, который бы работал в партнёрстве с французской Ассоциацией прямых продаж и прямых участников рынка. К сожалению, из-за печально известных событий в Париже проект пока не получает должного развития. Но когда факультет всё же заработает, это событие станет поистине историческим для всей сферы директ-маркетинга в Европе. Мы надеемся, что в ближайшем будущем задача будет решена, и отрасль прямых продаж будет иметь опору на классическое образование.
R&T: Каких важных событий Вы ожидали в текущем году?
Раиль Хисматуллин: Отрасль прямых продаж обеспечивает создание большого количества рабочих мест. Ассоциация прямых продаж, членами которой мы являемся, обращается за поддержкой в правительство страны. Мы ожидали поддержки в некоторых вопросах, PR деловой репутации индустрии прямых продаж, выполняющей социально значимую работу. Но общая политическая и экономическая ситуации не позволили эти направления развить. Надеюсь, что в 2016 году правительство страны, в которой почти 2% населения участвуют в бизнесе прямых продаж, всё же обратит пристальное внимание на эту отрасль.
Об отрасли. Пчелы в России являются неотъемлемой частью всего агропромышленного комплекса, хотя пчеловодство сегодня переживает не самые лучшие времена. Большая часть пасек в стране, а это почти 3 миллиона пчелиных семей (90%), находится в частных владениях. Профессиональным пчеловодством занимается более 5 тыс. хозяйств и более 200 тысяч любителей. Примерно в год во всей стране производится около 50 тысяч тонн меда, 3 тысяч тонн воска и почти 50 тонн перги и обножек. При этом, как показывает статистика, за последние годы производство всех пчелиных продуктов в России увеличилось практически на 80%. Источник: «Тенториум»