Обновления каталога

Magram Market Research

Research can lift your business up

МА "Практика"

Исследования потребителей

Mix Research

Современные исследования из культурной столицы

Архив



Тратить нельзя копить

Тратить нельзя копить

Чем отличается опрос на сайте от настоящего опроса

В конце сентября 2016 года редакция ИД «КоммерсантЪ» провела на собственном сайте опрос, задав своим посетителям всего один вопрос: «Как по-вашему лучше копить деньги?». На него откликнулось (в прямом смысле) свыше 16 тысяч человек. Большинством голосов посетители сайта решили, что деньги надо тратить. Мнения тех, кто предпочитает «копить», разделились.  Одни говорили, что надо вкладываться в недвижимость (18,7%), другие – держать на банковском депозите (18,6%), третьи предпочитали наличную валюту (16,5%). Были и более экзотические варианты, например, держать деньги в золоте или «под матрасом». Впрочем, вот скриншот с первоисточника.

Источник: www.kommersant.ru

Cегодня опросы такого рода провести очень легко: стандартные модули, позволяющие поставить вопрос и собрать ответы, есть в любой CMS и даже в соцсетях. Однако легкость эта обманчива: что делать потом с полученными долями и процентами? Любые попытки экстраполяции результатов подобных опросов в формате «столько-то процентов россиян считают, что…» таят в себе неожиданности. Причем, увеличение числа опрошенных ничего не меняет.

В тех же числах, т.е. в конце сентября 2016 года исследовательская компания Online Market Intelligence (OMI) по запросу Content Research специально для этой статьи повторила тот же опрос. Разница была лишь в том, что отвечали не анонимные посетители популярного вэб-ресурса, а панелисты, т.е. участники access-панели, принадлежащей OMI. В опросе приняло участие свыше пяти тысяч человек. Выборка была взвешена таким образом, чтобы ее социально-демографические параметры совпадали с совокупностью интернет-пользователей России, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. чел. Надо ли и говорить, что в случае с опросами на сайтах подобной процедуры никто не делает и делать не может. Отразилось ли это на результатах? Еще как!

Как лучше копить деньги, доля, %

Источник: данные: www.kommersant.ru, Online Market Intelligence, расчеты Content Research

Как легко видеть, в отличие от посетителей сайта панелисты в меньшей степени склонны тратить деньги, а предпочитают хранить их на банковском депозите или инвестировать в недвижимость. Но дело не только в различных ответах, часто весьма существенной.

Есть и другие нюансы. Скажем, шутливый характер вариантов ответа («под матрасом») настраивает респондентов на соответствующий лад, что не идет на пользу корректности получаемых данных. Наконец, на результат может повлиять простое отсутствие таких «технических» вариантов ответа как «другое» и «затрудняюсь ответить».

Последнее, впрочем, легко было исправить. По нашей просьбе сразу после завершения первого опроса исследователи OMI запустили второй с тем же вопросом, но с двумя дополнительными вариантами ответов: «другое» и «затрудняюсь ответить». В первом случае респонденты могли не просто поставить галочку, но и оставить запись. Во втором опросе приняло участие почти 4700 человек. Результаты оказались довольно любопытны.

Во-первых, данные двух опросов по панельным выборкам по основным вариантам ответа с высокой точностью совпали, что уже само по себе лишний раз подтверждает корректность такого рода опросов.

Как лучше копить деньги, доля, %

Источник: данные OMI, расчеты Content Research

Во-вторых, стало возможным выяснить, что выбрал те. Кто на самом деле затрудняется с ответом. Как легко видеть, большинство из них выбрали варианты «тратить» и «хранить в наличных» (под матрасом), а некоторые, возможно, хотели бы инвестировать в недвижимость.

В данном случае отсутствие варианта «другое» не повлияло на конечный результат, что хорошо видно из диаграммы. Но бывает и по-другому, если составители анкеты упустят какие-то актуальные для аудитории варианты ответа. В данном случае, такими «упущенными» вариантами было накопление в криптовалюте или биткоинах, игра на бирже или Forex, однако таких ответов было очень мало, что и показала проверка.

Вместе с тем, различие профессиональных опросов с участием панелистов и опросов посетителей сайтов не только в «перекошенности» результатов последних. Зная персональные данные тех, кто давал ответы на вопросы анкеты, исследователи могут получить гораздо больше данных. Вот как, например, выглядят зависимости формы накопления денег от возраста, пола и наличия детей у респондентов.

Формы накопления личных денежных средств зависят от возраста людей, доля, %

Формы накопления личных денежных средств зависят от пола респондента, доля, %

Формы накопления личных денежных средств зависят от наличия детей, доля, %

Источник: данные OMI, расчеты Content Research

Как легко видеть, в ряде случаев диапазон вариаций достаточно велик, так что используемые обычно в массмедиа средние показатели мало информативны. Например, в данном случае мы видим целый спектр различных мнений. Так, многодетные (в сегодняшнем понимании) семьи предпочитают вкладываться в недвижимость, иметь наличные деньги, причем, в рублях, а не долларах или евро. Мужчины в большей степени, чем женщины склонны тратить деньги «здесь и теперь». Молодые предпочитают валюту и депозиты, а люди постарше, пережившие 90-е во вполне сознательном возрасте, меньше верят в инструменты накопления, предпочитая жить сегодняшним днем. Причем, это только малая часть данных, которые можно получить, имея на руках весь массив. 

Тэги:

Кол-во просмотров: 2759



Еще по теме

Банк презентаций

Банк презентаций

РАЭК предоставил свободный доступ к докладам и презентациям своих конференций

Мифы о маркетинговых исследованиях - 4

Мифы о маркетинговых исследованиях - 4

Методы проведения исследования

Мифы о маркетинговых исследованиях - 3

Мифы о маркетинговых исследованиях - 3

Подготовка к проведению исследовательского проекта

Мифы о маркетинговых исследованиях - 2

Мифы о маркетинговых исследованиях - 2

Стоимость исследования и инструментарий

Мифы о маркетинговых исследованиях - 1

Мифы о маркетинговых исследованиях - 1

Нужно ли проводить исследование