Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Смотрите, кто придет

Смотрите, кто придет

Кем будет прирастать Интернет в ближайшем будущем

В период бурного роста любого массового рынка – компьютеров, мобильных телефонов, фастфуда и т.д. и т.п. – его участников, по большому счету, мало интересуют детали. Клиенты приходят «ниоткуда», и ресурсы нужны для их обслуживания, а не привлечения. Проще говоря, нужна совковая лопата, а не калькулятор.

И совсем другую картину можно наблюдать, когда рынок входит в пору зрелости. Каждый клиент «как-то вдруг» становится редок, а потому ценен. Стандартные процедуры расчетов объема рынка из почти учебных упражнений стажеров из отделов маркетинга становятся предметом пристального внимания руководителей компаний. Вот тогда и становится востребованным понимание того «на что ловить нового клиента» и какой улов можно ожидать. Именно это, судя по всему, сейчас происходит на рынках, непосредственно связанных с Интернетом, динамика которых напрямую связана с уровнем проникновения виртуальной реальности в нашу жизнь.

В самом деле, до сих пор уровень проникновения Интернета стабильно и быстро рос, как и положено для актуальной новой технологии. Однако вечно так продолжаться не может – «люди заканчиваются». Признаки стабилизации уже заметны в столицах и нет сомнения в том, что скоро этот процесс затронет и регионы. Поэтому каждый новый человек на счету уже сейчас. Кто из числа «непользователей» уже созрел, чтобы перейти в разряд «интернетчиков»? Как подтолкнуть их к этому решению? Попробуем разобраться.

По данным ФОМ на весну 2014 года в Интернете хотя бы раз в месяц бывают около 61% взрослого населения России. Это немало. Но 61% - это не 100%, разница совсем немаленькая: 39%. И это не просто цифры, за ними стоят люди: около 45 млн человек еще не вовлечены в «интернетизацию всея Руси» (по данным Росстата РФ у нас живет около 115 млн человек старше 18 лет – R&T). Почему они отстают от прогрессивного большинства? Узнать ответ на этот вопрос не так сложно: надо просто спросить их.

Ниже приведены данные опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в 2014 году по технологии ФОМнибус. Ее особенность в том, что общая анкета может содержать небольшие серии вопросов на разные темы, одна из которых в данном случае, касалась интернет-пользования. Опрос проводился в форме личного интервью (face-to-face), в нем участвовало  1500 респондентов, выбранных случайным образом среди жителей 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах РФ. Таким образом, опрос репрезентирует население России старше 18 лет с погрешностью не более 3,6%.

Почему я не пользуюсь Интернетом, % от числа опрошенных

Источник: ФОМ, 2014 г. 

Потенциал последних двух групп с точки зрения вероятности подключения к Интернету в ближайшее время близок к нулю. В самом деле, о чем можно говорить с людьми, которые о предмете беседы говорят, что они его «не знают и знать не хотят»? Поэтому мы будем подробнее рассматривать два других сектора: тех, кто все-таки знает, что такое Интернет, но в одном случае «хочет, но не может», а в другом, «может, но не хочет».

В первую группу – назовем ее «Резерв» - входит около 6% взрослого населения России (почти 7 млн человек, причем, величина этой группы сильно уменьшилась с 2008 года (- 78%). Это легко понять, ведь рост проникновения Интернета в немалой степени обязан превращениям «резервистов» в действующих «интернетчиков».

Группу, в которую входят те, кто «может, но не хочет» пользоваться Интернетом, мы будем называть «Отказ». Ее доля, составляющая 10% или 11,5 млн чел., мало изменилась с 2008 года.

Структура рассматриваемых двух групп различается, причем, угадать отличия, не имея под рукой фактических данных, непросто. Судите сами: в группе «Резерв» преобладают мужчины, сельские жители и люди старше 55 лет, в то время как среди «отказников» равное количество мужчин и женщин и высока доля людей среднего возраста 36-54. Что же еще мешает «непользователям» влиться в ряды активных вэб-серферов или хотя бы раз в месяц смотреть погоду на Яндексе, а не на градуснике? Данные опроса свидетельствуют, что барьеры у представителей обеих групп разные.

Барьеры

«Отказников» цены на Интернет не волнуют, во всяком случае, их назвали в качестве барьера только 5% членов этой группы. А вот у «резервистов», стоимость доступа в Сеть - это одно из основных препятствий, доля назвавших этот фактор в числе значимых составила 47%.

Надо сказать, что «продавцы доступа» не сидят, сложа руки: стоимость их услуг падает. По данным Яндекса, за 2013 год средняя заявленная провайдерами скорость фиксированного ШПД выросла, а стоимость безлимитного доступа в пересчете на один Мбит/с — снизилась во всех регионах России. По данным опроса ФОМ представители группы «Резерв» оценили как приемлемую плату за подключение домашнего интернета в 403 рубля, и около 329 руб/месяц за пользование Интернетом.

А что еще мешает, кроме цен? В качестве причины своей пассивности отказники называют такие факторы как «отсутствие интереса и необходимости» (54%), «отсутствие времени» (13%), «пожилой возраст» (7%). При этом реальная причина легко читается между строк, если мы вспомним их ответы: Интернет им просто не нужен. 

«Резервистов» отделяют от Интернета не столь непреодолимые препятствия как «пожилой возраст». Им мешает «отсутствие доступа в интернет» (около 22%) или отсутствие компьютерной грамотности, которая понимается в данном случае как «навыки пользования компьютером и интернетом в целом» (14%). Насколько высоки эти барьеры?

Скажем, такой барьер как «сложность освоения технологии», психологически труден, но преодолим. Доля респондентов, для которых легко будет «научиться компьютеру», достаточно велика – 40%. Можно ожидать, что развитие образовательных программ, в т.ч. и для людей старшего и пожилого возраста, окажет на них эффективное стимулирующее воздействие. Немного больше (47%) тех, кто считает, что им будет тяжело осваивать новое. Но это означает лишь то, что их подключение в конечном счете обойдется несколько дороже за счет необходимости проводить более длительные курсы. К тому же – приятные новости – около 59% респондентов из группы «Резерв» указали, что наличие в их окружении продвинутых интернет-пользователей (например, собственных детей) может оказать положительное влияние на их переход в статус «интернетчик».

Второй барьер – отсутствие доступа – выглядит грозно (на нет и суда нет, с технологиями не поспоришь). Но действительно ли это так? По данным опроса ФОМа, около 38% представителей группы «Резерв» отметили, что в их районе их проживания нет компаний, подключающих домашний интернет. Зато оставшиеся 62% респондентов указали, что они таки знают компании, подключающие интернет, а некоторые (их было 16% от общего числа опрошенных) даже отметили, что таких компаний две и более. Конечно, провести ШПД в каждый дом, учитывая размеры нашей страны, довольно накладно. Но есть же и другие возможности! Их, как минимум, две: через телефонный кабель, либо используя модем сотовой связи для компьютера и смартфон как таковой. Таким образом, по поводу упомянутых 38% можно предположить одно из двух: либо эти респонденты «не в теме», либо они проживают в такой глухомани, где нет ни фиксированной телефонной связи, ни покрытия сотовой связью хотя бы одним из операторов «большой тройки». А последнее - вряд ли.  Таким образом, ссылка на «отсутствие доступа к интернету» свидетельствует, скорее, о недостатке информированности жителей о том, как подключить Интернет. Очевидно, что при желании снизить этот барьер несложно.

Зачем им Интернет

Но вот барьеры преодолены: потенциальный пользователь «готов к подключению». Что он будет делать в Интернете? Насколько его представления о возможностях этой среды соответствуют реальности? Это не праздное любопытство, ведь пользователь может как подключиться, так и отключиться. Сотовым операторам давно известен этот процесс «ухода абонентов» и даже получил свое название – отток. На бурно растущих интернет-рынках подобные явления пока незаметны, но это лишь дело времени. Итак, насколько соответствуют знания потенциальных пользователей о возможностях Интернета их реальным потребностям? Вот, что отвечают на эти вопросы «резервисты», находящиеся ближе других к «точке подключения».

Надо признать, что, в целом, их представления соответствуют потребностям. Но есть детали.

Знание возможностей, % группа "Резерв"

Источник: ФОМ

Желание воспользоваться сервисом, % группа "Резерв"

Источник: ФОМ

Наибольший разрыв в параметрах «знание/желание воспользоваться» у таких практик, как «компьютерные игры с другими игроками», «скачивание, прослушивание музыки», «покупки товаров и услуг через интернет», а также «переписка по электронной почте». Здесь доля  знающих сильно превышает долю желающих. Что это значит? Только то, что бессмысленно использовать эти возможности в качестве стимулирующих подключение новых пользователей: их ответом будет, в лучшем случае, зевота. А вот учить будущих интернетчиков, как искать информацию в Интернете – эффективно. Как использовать Интернет для разговоров а-ля телефон – полезно. Как находить людей с общими интересами, как обращаться с фото- и видеоматериалами в Сети, наконец, как зарабатывать деньги в Интернете – можно и нужно. Именно эти практики имеют наименьший разрыв между «знанием и потребностями». Ибо идти против последних – все равно, что лить воду против ветра.  

Тэги:

Кол-во просмотров: 7091



Еще по теме

А мы крепчаем

А мы крепчаем

Блокировка Роскомнадзором мессенджера Телеграм через две недели привела к незначительному росту его аудитории

Об интернет-технологиях в стиле TED

Об интернет-технологиях в стиле TED

StandUp конференция «Сети 4.0. Интернет-технологии как инструмент управления сложностью в цифровую эпоху»

Интересный разговор

Интересный разговор

Как владельцы смартфонов используют мессенджеры

Бренд России немного подорожал

Бренд России немного подорожал

Растущих национальных брендов в TOP-100 гораздо больше, чем падающих

Исследователи измерили сами себя

Исследователи измерили сами себя

FDF Group составила рейтинг компаний, работающих на российском рынке маркетинговых исследований