Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Нас не догонишь

Нас не догонишь

Фото: Фотодженика
Как меняется потребительское поведение россиян в связи с продовольственными санкциями

Санкции, введенные Евросоюзом и США, вкупе со встречными ограничениями на ввоз продовольствия, которые ввела Россия, казалось бы, должны были существенно изменить состав продовольственной корзины рядового россиянина. Что произошло на самом деле?

 Для начала заметим, что среди наиболее «ходовых» в нашей стране торговых марок не так много имеющих зарубежное происхождение. Вот данные исследования Marketing Index, проводимого TNS Россия: из 30 наиболее массовых марок – 21 отечественная.

Категория

Марка

% от населения России

Тип марки

Макаронные изделия

Макфа

59

Rus

Консервированные овощи и фрукты

Bonduelle

52,1

Int

Мука

Макфа

45,4

Rus

Шоколад в плитках

Alpen Gold

44,7

Rus

Растительное масло

Золотая семечка

44,6

Rus

Растительное масло

Олейна

43,2

Ukr/Rus

Печенья, бисквиты, крекеры

Юбилейное

39,7

Rus

Шоколад в плитках

Бабаевский

37,5

Rus

Растительное масло

Злато

37,4

Rus

Жевательная резинка

Orbit

35

Int

Кетчуп

Heinz

34

Int

Рыбные деликатесы

Русское море

32,8

Rus

Сметана

Домик в деревне

32,4

Rus

Сыр

Hochland

32,2

Int

Плиточный шоколад

Аленка

32,2

Rus

Кетчуп

Балтимор

32,1

Rus

Сметана

Простоквашино

32

Rus

Жевательная резинка

Dirol

31,5

Int

Сливочное масло

Крестьянское

31,3

Rus

Растительное масло

Слобода

31,3

Rus

Крупы и бобовые

Макфа

30,7

Rus

Майонез

Calve

30,6

Int

Молоко

Домик в деревне

30,4

Rus

Майонез

Слобода

30,3

Rus

Плавленый сыр

Viola

29,4

Int

Шоколадные конфеты в упаковке

А.Коркунов

29,3

Rus

Майонез

Махеевъ

29,2

Rus

Сыр

Hochland

28,9

Int

Плиточный шоколад

Российский

28,8

Rus

Кетчуп

Calve

28,7

Int

Источник: TNS Россия

Заметим, что, практически, во всех товарных категориях, в которых лидируют «иностранцы», присутствуют также и достаточно сильные отечественные бренды. Исключение составляет, разве что жевательная резинка, которая, впрочем, не относится к числу жизненно необходимых продуктов – все-таки, это не мука, не масло и даже не шоколад. Но многое зависит от позиции покупателя. Как отнеслись россияне к необходимости смены привычных марок?

Надо признать, что паниковать они не стали. Начнем с того, что большинство из них не то что не почувствовали разницы, они ее просто не заметили.

Диаграмма 1. В связи с введенными Россией продуктовыми санкциями заметили ли вы изменение ассортимента в магазинах, где вы обычно делаете покупки? (%)

заметили ли вы изменение ассортимента в магазинах

Источник: Ромир, октябрь 2014

Между тем, первые признаки недовольства появились: пять процентов ранее ничего не замечавших за месяц «прозрели». Кто же они? Где живут, сколько зарабатывают?

Аналитики Ромира, проводившие исследование, констатируют: об изменениях на полках чаще, чем в среднем по выборке, говорили жители крупных городов и миллионников, респонденты с высоким доходом. В разрезе регионов наибольшее число респондентов, отметивших те или иные изменения ассортимента, были выявлены в Центральном ФО и на Урале – 35% и 32% соответственно.

Что же сделали те, кто заметил изменение ассортимента? Как и следовало полагать, они подстраивают свой стиль жизни к реальности. Не все и не сразу, но достаточно быстро. Если еще в сентябре 37% из отметивших изменения ответили, что состав их покупок изменился, то в октябре их стало немного больше около 41%. В пересчете на все население страны получается, что 10% россиян пришлось внести коррективы в свой привычный продуктовый набор. Какими стали эти коррективы? Вариантов не так много, но интересны пропорции.

Во-первых, «заметившие» продемонстрировали завидную адаптивность. Если в сентябре почти половина из них (48% респондентов) начала переходить на альтернативные марки, то в октябре их стало уже 74% (напомним, что более трети самых распространенных марок никуда не делись, они – местные. Таким образом, в целом по стране почти 8% россиян решили заменить исчезнувшие марки и бренды альтернативными.

Диаграмма 2. Что Вы предприняли в связи с исчезновением с полок некоторых марок товаров? (%) Вопрос задавался только тем респондентам, которые  изменили содержание своей продуктовой корзины в связи с санкциями.

Что Вы предприняли в связи с исчезновением с полок некоторых марок товаров

Источник: Ромир, октябрь 2014

Рост «адаптивных» произошел, прежде всего, за счет того, что в их ряды влились «осторожные», т.е. те, кто выжидал восстановления статус-кво на полках. Дефицит – дело у нашей стране привычное. Но раньше ситуация быстро восстанавливалась, а сейчас, похоже, противостояние стало носить характер «позиционной войны». Так что ряды «осторожных» редеют: месяц назад их было 35%, сейчас только 24%. В масштабах страны доля до сих пор воздерживающихся от перехода на альтернативные марки составляет всего 2,5% потребителей.

Ну и запасы. Конечно! Виданное ли это дело: прочесть в новостях слово «война» и не тут же не закупить на все деньги сахара, круп, масла, муки и мыла. Вот люди и купили. Как показывает исследование Ромира, на запасах, сделанных еще до исчезновения «запрещенных» продуктов, по-прежнему живут 12% опрошенных, что в целом по стране дает показатель чуть более 1%. Среди них особенно выделяются жители мегаполисов из центра страны, т.е. скорее всего москвичи. Наверно, просто потому, что в «замкадье» и безо всякой войны так жили всегда. Историческая память – это субстанция довольно устойчивая. 

Тэги:

Кол-во просмотров: 6368



Еще по теме

Покупки у D2C брендов: пожилые предпочитают удобство

Покупки у D2C брендов: пожилые предпочитают удобство

Покупать предметы роскоши лучше у D2C компаний

Новый тренд: больше эмоционального соучастия

Новый тренд: больше эмоционального соучастия

В эпоху искусственного интеллекта у покупателей возник запрос на душевность

Тонкости смотрения спортивных трансляций

Тонкости смотрения спортивных трансляций

Использовать платное ТВ, но смотреть на смартфонах

Крупные покупки онлайн и снижение потребления

Крупные покупки онлайн и снижение потребления

Парадоксы американского ретейла

Использование персональных данных: вежливый отказ

Использование персональных данных: вежливый отказ

Большинство потребителей считают, что должны иметь возможность отказаться от предоставления компаниям возможности использовать их личные данные