Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Карикатурное дело

Карикатурное дело

Результаты опроса помогли молочному комбинату выиграть дело в суде

Останкинскому молочному комбинату удалось не только защитить свою деловую репутацию, но и отсудить у издателей журнала «Maxim» приличную сумму. Правда, не так много, как хотелось бы: в исковом заявлении значится как желаемая цифра 1,85 млн рублей, а суд постановил взыскать с ответчика - ООО "Издательский дом АФС" - лишь 500 тысяч рублей. Но дело в данном случае не в деньгах, а в принципе. Важную роль в судебном процессе сыграли данные опросов, проведенных истцом. Правда, ответчик сумел найти в них слабое место, что и отразилось на финальной величине суммы. Теперь – подробности.

В начале 2011 года Останкинский молочный комбинат обратился в суд с исковым заявлением о защите деловой репутации и компенсации морального (репутационного вреда). Вред заключался в том, что журнал Maximв своем декабрьском номере опубликовал карикатуру, на которой изображен рекламного вида мужчина с пакетом молока в фирменной узнаваемой (!) упаковке и явно чем-то расстроенный ребенок. И надпись «Папа не пей». Ну шутка и шутка. Как может папа не пить? Или пить одно молоко? Весело, скоро Новый год и все такое, да и рубрика была – «Мы пошутили». Все бы ничего, но ниже есть еще одна надпись: «В России с каждым годом растет число детей-идиотов». На ней и скрестились копья.
Производители молока утверждали, что «сведения указанные в спорной карикатуре, а именно утверждение о том, что вследствие употребления молока выпускаемого Истцом, в России с каждым годом растет число детей-идиотов, не соответствует действительности». Переводя с русского на русский, истец, не отрицая факта роста числа детей с ограниченными возможностями (будем использовать более корректный термин) как такового, утверждал, что никакой связи этого роста с потреблением молока «36 копеек» родителями этих детей - нет.
Журналисты оправдывались тем, что это была лишь шутка. В самом деле, надо иметь очень богатое воображение или очень надежные факты, чтобы связать потребление молока и рост рождаемости детей с органическими поражениями. Тем не менее, в исковом заявлении помимо финансовых, было и репутационное требование – публикации опровержения следующего содержания: «Журнал «MAXIM» опровергает какую-либо связь между производимым Открытым акционерным обществом «Останкинский молочный комбинат» молоком «36 копеек» 3,2% жирности (ГОСТ Р 52090-2003) и ежегодным увеличением в России числа детей-идиотов».
Кстати, «идиот» - это не уничижительная характеристика, а термин. Согласно философскому словарю Дидье Жюлиа (перевод на русский вышел в 2000 г.), идиотизм или умственная отсталостьэто постоянное состояние умственной недостаточности, обычно врожденное, вызывающее неспособность к социальной адаптации. Авторы словаря утверждают, что это серьезное заболевание, которым страдает 2% населения Франции, обычно возникает как следствие ослабления организма, связанного с заболеваниями желёз, которые в свою очередь тоже могут быть вызваны той или иной болезнью, переутомлением, недостаточным питанием, страданиями, лихорадкой или болью.
Как легко видеть, ни один из этих факторов нельзя связать с потреблением молока, причем, не только под брендом «36 копеек», но и любым другим. Тем не менее, суд вынес решение в пользу молочного комбината. Почему?
Одним из важных аргументов, могли стать результаты опросов. Как пишет Newsru.com, по поручению истца был проведен опрос, и больше 40% респондентов указали, что этот материал негативно влияет на имидж "Останкинского молочного комбината". Правда, 40% - это меньше половины, но не будем формалистами: наверняка был хвост из «затруднившихся ответить» и сомневающихся. Весьма вероятно, что тех, кто посчитал, что карикатура негативно повлияла на имидж производителя молока, действительно большинство. И это аргумент.
Правда, журналисты нашли контраргумент. «Представитель издательского дома заявил, что опрос проводился не среди целевой группы населения, читающий этот журнал, а в аудитории, на которую эта шутка не была рассчитана», пишет Newsru.com. Итог известен: сумма компенсации уменьшена более, чем в три раза.
Однако вопросы остаются: действительно ли аудитория опроса не совпадала с целевой журнала? Какую степень несовпадения можно считать существенной? Насколько можно доверять исследованиям, проведенным одной из участвующих в судебном процессе сторон? Откуда взять бюджет в случае проведения исследования независимой компанией, и какова может быть процедура выбора исполнителя? Последний вопрос достаточно тонок, поскольку участники процесса могут быть «в миру» заказчиками исследовательской компании.
Таким образом, значение дела о том, как «36 копеек» принесли «Останкинскому молочному комбинату» полмиллиона рублей может оказаться существенно шире, чем выяснение того, сколько стоит неудачная шутка и была ли она неудачной. 
Тэги:

Кол-во просмотров: 6035



Еще по теме

Прогнозы рынка СМИ: В России быстрее чем у других

Прогнозы рынка СМИ: В России быстрее чем у других

Цифровая реклама скоро займет половину российского рынка

А мы крепчаем

А мы крепчаем

Блокировка Роскомнадзором мессенджера Телеграм через две недели привела к незначительному росту его аудитории

Интересный разговор

Интересный разговор

Как владельцы смартфонов используют мессенджеры

Бренд России немного подорожал

Бренд России немного подорожал

Растущих национальных брендов в TOP-100 гораздо больше, чем падающих

Исследователи измерили сами себя

Исследователи измерили сами себя

FDF Group составила рейтинг компаний, работающих на российском рынке маркетинговых исследований