Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Хождение в народ

Хождение в народ

Cоцмедиа для чиновников: новые угрозы и новые возможности

Вскоре после назначения нового мэра Москвы в социальной сети Facebook появился новый пользователь, которого зовут, если верить информации, указанной в его профиле и фотографии, Сергей Собянин. «Сергей Собянин» немедленно начал общаться с народом и народ воспринял его появление в своей среде весьма позитивно. В самом деле, сказать напрямую мэру столицы все, что думаешь и знать, что твое мнение будет услышано – это же здорово. Кстати, никаких резких высказываний и не было. Однако пресс-служба мэрии Москвы вскоре опровергла информацию о том, что пользователь «Сергей Собянин» – это действительно мэр Москвы. И фейсбуковский народ снова начал обсуждать свои частные, «народные» проблемы. Этот случай весьма показателен – во-первых, на чиновника в соцсетях есть спрос. Во-вторых, само появление органов власти в социальных медиа уже не выглядит неестественным и неправдоподобным.

Мода на социальные медиа, как это часто бывает у нас в стране, появилась в среде госслужащих после того, как их начал использовать глава государства. Заведя свой блог в Твиттере, Президент Медведев, фактически, подал сигнал своим подчиненным - «делай как я». И тут же выяснилось, что открытость социальных сетей, их «близость к народу» (в хорошем смысле) таит в себе немало опасностей. Часть из них связана с непривычностью для чиновников нового инструмента взаимодействия с обществом, часть - с потрясающей воображение скоростью распространения информации. Какими бы ни были мотивы – следование моде или желание наладить эффективным диалог с гражданами – работа с социальными медиа для органов власти это:
  • Непривычно;
  • Непонятно;
  • Трудно;
  • Зачастую неприятно, поскольку приходится сталкиваться с колоссальным объемом негатива.
Однако так или иначе при всей свое консервативности российская государственная машина все же способна воспринимать новые тенденции в обществе и пытаться к ним каким-то образом адаптироваться. За последний год появились не только анекдотические примеры вроде «зеленинского червяка» или более серьезные, но, тем не менее, разовые события – вроде переписки Владимира Путина с блоггером о «рынде». Речь идет о системных изменениях в механизме взаимодействия власти и общества в связи с появлением новых инструментов. В чем они заключаются? Чтобы понять это, надо посмотреть не на «витринные», а реальные примеры действий госструктур в социальных медиа.
Федеральная антимонопольная служба – ведомство, которые одним из первых начало вести системную работу в социальных медиа, используя нишевую стратегию. Так, в 2010 году активность службы велась на различных площадках с различными целями:
  • Twitter (rus_fas)  – канал для оперативной трансляции информации, преимущественно односторонний.
  • Facebook (страница FAS-book)– место для общения в неформальном стиле (обсуждение официальных новостей простым языком, события из внутренней жизни, фотографии пр.), служит задаче формирования образа государственной власти с человеческим лицом.
  • Вконтакте – закрытая группа для сотрудников службы (дополнительный инструмент для развития внутренних коммуникаций, в этом нет никаких существенных различий от бизнеса, продвинутая часть которого уже освоила эту возможность).
  • Livejournal – пока мониторинг и реагирование на острые ситуации, в перспективе – создание сообщества и формирование дискуссионной площадки по наиболее актуальным вопросам, связанным с деятельностью ФАС.
Каким образом социальные медиа могут быть полезны органам власти и какие задачи с их помощью решаются? Приведем несколько примеров из практики ФАС.
ФАС как надзорный орган зачастую возбуждает дела о нарушении законодательства (антимонопольного, рекламного или о госзаказе) по сообщениям из внешних источников. Но если раньше этими источниками были в основном СМИ, сегодня все чаще и чаще расследования начинаются по информации из блогов и социальных сетей. Первое такое дело случилось в 2007 году, когда именно блогеры заметили, сфотографировали и начали живо обсуждать рекламу ЦУМа.
Специалистам ФАС России осталось только возбудить дело о нарушении закона о рекламе, что и было сделано уже на следующий день.
Из недавних примеров можно привести еще не завершенное расследование в отношении регистраторов доменной зоны .рф – первые сигналы о недобросовестной конкурентной борьбе поступили именно из социальных медиа.
Еще одна возможность, которую могут дать социальные медиа – это возможность оказывать влияние на ситуации, которые выходят за пределы полномочий госоргана, но в разрешении которых он заинтересован. Приведем пример.
До лета 2009 года общественный интерес к тематике практически отсутсвовал. Это была узкоспециализировнаная тема, необсуждаемая публично несмотря на большой поток информации от ФАС о выявленных нарушениях законодательства о госзаказе.
Редкие СМИ (преимущественно желтые) уделяли внимание закупкам золотых кроватей, но настоящие системные проблемы госзаказа никак не освещались. 
Иван Бегтин, специалист по госзакупкам и открытым данным, опубликовал в своем блоге подробное описание того, как госзаказчик может искусственно ограничить число участников торгов. Речь шла о замене кириллических символов на латиницу – в результате потенциальные участники торгов не могли методами стандартного поиска найти на портале госзакупок соответствующую документацию.
Далее все пошло по стандартному сценарию – блогеры пошумели, повозмущались, а СМИ промолчали. В ФАС же ситуацией заинтересовались – нарушения были налицо, но еще очевиднее, что их можно легко избежать, создав соотвествующую проверку программными средствами публикуемых на портале госзакупок извещений на торгах. Однако, за разработку, поддержку и функционирование портала отвечает не ФАС, а Министерство экономического развития. Потому ФАС была заинтересована в том, чтобы тема «латиницы в госзакупках» прозвучала довольно громко и ускорила совершенствование контрольных процедур.
Тема была заброшена в СМИ – первой публикацией стала статья в Газете.Ру «Крапленый тендер». Выпущен официальный пресс-релиз службы на эту тему. Далее пошла волна публикаций – от «Коммерсанта» до «Комсомольской правды», через несколько дней о «латинице» в госзакупках высказался Президент России в эфире «Первого канала». Итог:
  • Недобросовестные заказчики получили мощный сигнал о том, что пора заканчивать циничную практику сокрытия торгов.
  • Минэкономики довольно быстро доработало портал госзакупок в части автоматической проверки публикуемых извещений на замену символов.
  • Системные проблемы госзаказа стали одной из самых обсуждаемых в социальных медиа (и СМИ) тем. Как следствие мы можем наблюдать сегодня публичные обсуждения будущего законодательства о госзаказе, дебаты, появление проекта РосПил.ру и т.п.
На этом, кстати, история с «латиницей» не закончилась – ее нашли в Реестре недобросовестных поставщиков, который ведет ФАС России. То, как повела себя в этой ситуации ФАС – пример того, как орган власти может эффективно отреагировать на негативную информацию о своей деятельности.
Быстрый ответ с признанием допущенных технических ошибок и официальное письмо с благодарностью за выявленные проблемы, которые ФАС готова решить, позволили снять напряжение и показать готовность службы к диалогу с обществом.
Кстати, говоря о госзакупках, можно взглянуть на органы власти и как на участников рынка. ФАС как главный борец за прозрачность закупок и экономию, показывает как cоцмедиа позволяют упростить некоторые виды закупок и сделать их менее затратными.
В 2010 году ФАС провела в ЖЖ творческий конкурс, предложив блогерам придумать макет для соцальной рекламы на тему конкуренции. Приз победителю – государственый контракт на изготовление полноценных макетов для наружной рекламы на сумму 30000 рублей (законодательство позволяет заключать контракты до 100000 в квартал без формальных процедур торгов).
На конкурс было представлено более 40 работ, среди которых были действительно яркие идеи. Таким образом, ФАС не только сэкономила на услугах креативного агентства, но и сделала очередной шаг к формированию имиджа организации, открытой к сотрудничеству.
Победитель был определен – и соотвествующую серию рекламных плакатов мы, возможно, уже совсем скоро увидим на улицах.
Итак, что же показывает практика работы ФАС в социальных сетях?
Во-первых, чиновников не любят. Причем зачастую абстрактно. И чтобы преодолеть стереотипы восприятия органов власти, необходимо время и много усилий.
Во-вторых, существует опасность превращения аккаунтов органов власти в социальных медиа в альтернативную «приемную». Существующая в государстве система работы с обращениями хоть и обеспечивает соблюдение базовых гражданских прав, но по своим стандартам существенно отстает от возможностей современного цифрового мира. Следовательно, параллельно с активизацией в социальных медиа необходимо качественно улучшать традиционные каналы работы с обращениями. При этом важно понимать, что соцмедиа – это другая реальность с другими правилами общения, и попытки зарегулировать его могут нивелировать позитивный эффект от присутствия властных структур в сети.
И, главное – социальные медиа заставляют органы власти меняться. Используя их так, как это делает ФАС, возможно достичь оперативности и определенной доверительности (т.к. общение идет «на территории пользователя») во взаимодействии государства и общества.  
Автор: Елена Нагайчук, заместитель начальника административного управления ФАС России
Тэги:

Кол-во просмотров: 4892

Автор: Research&Trends


Еще по теме

Маркетинговые исследования: вызовы и возможности - 2015

Маркетинговые исследования: вызовы и возможности - 2015

Четыре фактора, определяющих развитие рынка MR

Надо делиться

Надо делиться

Производители контента смогут получать доход от продажи рекламы партнерского ресурса

Сервис как любовь

Сервис как любовь

Старые тренды на новый лад

Утром деньги, вечером стулья

Утром деньги, вечером стулья

Портал research&trends вводит платную подписку, используя модель краудсорсинга

Российский рынок маркетинговых исследований: итоги 2013 года

Российский рынок маркетинговых исследований: итоги 2013 года

Экономика растет гораздо медленнее тех, кто ее исследует