Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Рутина против страсти

Рутина против страсти

Электронная почта сохраняет свои позиции, несмотря на растущую популярность социальных медиа

Пресса любит сенсации - такова уж ее природа. Причем, от тематики издания зависит только тематика скандалов. У глянца – розовые кофточки, у деловых СМИ  – смена коммуникационной парадигмы. Разница в том, что в первом случае скандал самодостаточен, а во втором он вытекает из актуальности темы и важности многочисленных следствий озвучиваемого тезиса. Если, конечно, он подтвердится.

Действительно, от вида коммуникаций людей зависит очень многое – от «железа» (вспомним, как исчезли факс-машины), до инсайтов рекламных кампаний. Однако интерпретируя полученные результаты, журналисты часто выдают желаемое, т.е. сенсационное (вспомним о природе прессы) за действительное. Вот как это происходит.
Время от времени в связи с проведением очередного исследования в прессе появляются статьи о том, что электронная почта якобы устарела, ее использование падает, люди все больше переключаются на общение в социальных сетях. Другими словами, «железный конь идет на смену крестьянской лошадке». Насколько обоснованы эти выводы? Падение на несколько процентных пунктов – еще не катастрофа, равно как и аналогичный подъем – отнюдь не взлет.

Социальные медиа овладевают сердцами и девайсами

На первый взгляд данные, говорящие о «смене вех» достаточно красноречивы. Вот, например, данные компании comScore по США. 
Рис. 1. Как проводят время в Интернете пользователи США 
Популярность порталов, электронной почты и социальных медиа
Как легко видеть, социальные медиа набирают популярность (за год они прибавили целых 4 п.п.), развлечения тоже подрастают, а вот порталы и электронная почта падают. Сильно? Как посмотреть: на 2 – 4 п.п. каждый, что совсем немного больше выше естественных колебаний. Но это не мешает появлению статей со звонкими названиями типа «Социальные сети "побили" электронную почту». Заметим в скобках, что сами исследователи, получившие исходные цифры, к их последующей судьбе, как правило, отношения не имеют – графики живут своей жизнью.
Помогает появлению таких статей и небольшая игра цифр, когда изменение (падение, подъем) показателя описывают в процентах от базового , а не процентных пунктах. Вроде бы корректно, но цифра получается больше и, следовательно, доверия ей тоже больше. Скажем, в данном случае фраза «популярность электронной почты упала на 8%» - внушает, а «увеличилась на 2 процентных пункта» – просто ерунда какая-то, не стоящая внимания, между тем как речь идет об одном и том же графике. Вряд ли это делается из желания намеренно исказить факты, но реально-то они искажаются.
Впрочем, в пользу падения популярности электронной почты есть и другие аргументы. Например, график, построенный по данным comScore (см. Рис. 2), показывает, что падение популярности электронной почты у самой младшей группы респондентов выглядит просто катастрофическим – 59% за последний год. 
Рис. 2. Изменение популярности электронной почты по возрастным группам, США
Изменения популярности основных онлайн-сервисов в США
Комментарии излишни? Вовсе нет. Подобное падение доказывает только то, что тинейджеры 12-17 лет не видят смысла переписываться друг с другом по почте, когда под рукой есть сервисы мгновенных сообщаений типа icq. Как говорится, вырастут – поймут. Во всяком случае, их старшие товарищи – 18-24 года – пользоваться электронной почтой не перестали. Отношение к ней среднего и старшего поколений, в целом, тоже индифферентное.  Так что же происходит на самом деле: вытесняют соицальные медиа электронную почту или нет?

Электронная почта сохраняет свои позиции

На самом деле ошибочен сам тезис о том, что социальные медиа (равно как и блоги или другие новомодные формы виртуального общения) конкурируют с электронной почтой.  Об этом свидетельствуют, например, относящиеся к США данные (см. Рис. 3), полученные компанией Pew Research Center в рамках ее проекта Internet & American Life Project. 
Рис. 3. Изменение популярности поиска, электронной почты и наиболее популярных онлайн-сервисов, США
Изменение популярности основных онлайн-сервисов
Источник: Pew Internet
Как легко видеть, популярность разных интернет-сервисов, обеспечивающих те или иные потребности современного человека, представляют собой независимые параметры, не коррелирующие друг с другом. Да, популярность социальных медиа растет, но общение не мешает поиску и переписке. Согласно данным Pew Internet (сокращенное название проекта), популярность поиска и электронной почты зависит от дохода респондентов и уровня их образования (чем выше, тем больше в обоих случаях). Их взаимную зависимость можно назвать опосредованной, но не прямой. В итоге, значимость тех или иных онлайн-сервисов определяется социально-демографическими данными? Такой подход, пожалуй, был бы слишком упрощенным.

Что день грядущий нам готовит

Для того чтобы разобраться в происходящих изменениях, необходимо не только выделить основные потребности современного человека в онлайн-сервисах и определить «ситуацию потребления», т.е. место этих потребностей в его распорядке дня. В рамках своего исследования Digital Life компания TNS решила эту задачу следующим образом.
В качестве основных драйверов поведения людей в виртуальном мире было выделено 11 факторов (см. Рис. 4). Кроме того, по каждому из факторов замерялось два параметра: частота использования (ежедневно или «когда-либо в течение последнего месяца) и степень вовлечения пользователя в использования того или иного сервиса. В ходе исследования было опрошено 50 000 респондентов из 46 стран мира, включая Россию (Москва и СПб, всего около 2000 респондентов). Приведенные ниже данные получены осенью 2010 года. 
Рис. 4. Активность российских пользователей Интернет для основных драйверов поведения
Активность российских пользователей Интернет для основных драйверов поведения
Источник: TNS. Данные по России, внизу - глобальные
Заметим, что основные драйверы не совпадают с онлайн-сервисами как таковыми. Например, поиск может входить как в Knowledge, так и в Browsing – в первом случае ищут новую информацию, во втором – товары.   
Более подробно описание драйверов можно видеть на Рис. 4а.
Рис. 4а. Драйверы активности пользователей в их "диджитал-жизни".
социальная активность
переписка по электронной почте
Интернет как источник знаний
организация жизни с помощью онлайн-сервисов
интернет-банкинг, онлайн-шоппинг
покупки онлайн: одежда, билеты в кино, лекарства, авиабилеты
поиск с целью покупки
чтение новостей деловой жизни, спорта, культуры
увлечения, хобби
видео, музыка, радио
игры
Источник: TNS
Глобальность исследования позволяет сделать ряд важных выводов относительно процессов, происходящих в нашей стране. Так, степень востребованности Интернета в России совсем немного отличается от мирового уровня, несмотря на значимо более низкий уровень проникновения. Противоречия нет. При том, что уровень проникновения Интернета составляет 61% и 49% в мире и России, соответственно, доля тех, кто имеет «высокую степень вовлечения» составляет, соответственно, 44% и 42,5%. Другими словами, если уж россиянин имеет Интернет, то он его имеет. Кстати, учет степени вовлечения дает еще один любопытный результат: для старшей возрастной группы 45-60 лет этот параметр составляет 43,4%, что уступает только… самой молодой группе 16-20 лет. Это глобальные данные, но можно предположить, что и нас вскоре ждет повторение той же истории, а маркетологам предстоит пересмотреть описания своих целевых групп.
Как видно из рисунка 4, электронная почта (параметр e-mail), т.е. коммуникация посредством переписки сохраняет свои позиции, причем, не только «потенциальные» (ever, когда-либо), но и в ежедневной практике.  Данные относятся к России, но сравнение с аналогичными глобальными данными (см. выделенную пунктиром строчку внизу) показывает, что мы находимся «в тренде», скорее даже несколько опережая события, чем отставая от них. Так, по уровню ежедневного использования социальных медиа и электронной почты российские показатели выше глобальных. 
Учет мобильного Интернета картину мира не меняет. Как видно из рис. 5 общие закономерности остаются прежними. 
Рис. 5. Активность российских пользователей в мобильном Интернете
Активность российских пользователей в мобильном Интернете
Источник: TNS, данные по России
А вот учет степени вовлечения пользователя в то или иное действие (см. рис. 6) объясняет почему так много внимание сегодня уделяется социальным медиа: уровень вовлечения в них людей максимальный. 
Рис. 6. Уровень вовлеченности российских пользователей в основные виды онлайн-деятельности
Уровень вовлеченности российских пользователей в основные виды онлайн-деятельности
Источник: TNS, данные по России
Правда, не будем забывать: это российские данные, а как говорят исследователи из TNS россияне по времени, проводимом в соцсетях, находятся почти «впереди планеты всей». Средний российский пользователь Интернета проводит в социальных медиа более 8 часов в неделю. Больше общаются в сетях только малайцы - около 9 часов в неделю.
Тэги:

Кол-во просмотров: 7265



Еще по теме

Сервисы доставки: новая нормальность

Сервисы доставки: новая нормальность

Что, кому, зачем и куда надо доставлять

Чуткость как элемент «новой нормальности»

Чуткость как элемент «новой нормальности»

Отсутствие социальной активности бренда не означает отказа от покупки

Учиться, учиться и работать

Учиться, учиться и работать

Какими приложениями будут пользоваться в 2021 году

Любителей ужасов ковидом не испугать 

Любителей ужасов ковидом не испугать 

Когда зрители вернутся в кинотеатры

Чем сердце успокоится

Чем сердце успокоится

Как изменилось потребительское поведение любителей движения за время самоизоляции