12 марта 2014 на конференции «Неделя Байнета» Александр Садовский от имени Яндекса заявил об отмене ссылочного ранжирования. С тех пор SEO-общественность, а также приравненные к ней владельцы сайтов не прекращают спорить о том, что изменилось в выдаче и изменилось ли вообще.
Да и было о чем спорить: вопрос-то для «индустрии ссылок» важнейший. Ведь по словам представителя Яндекса, ссылки перестали влиять на ранжирование сайтов в регионе Москва (и это только начало, надо полагать) по целому ряду весьма доходных тематик (отраслей): юридические услуги, бытовая техника, одежда, недвижимость, красота и здоровье, туризм, создание и продвижение сайтов и др. И, действительно, как показали наблюдения специалистов по оптимизации сайтов, изменения произошли. В компании Ingate сравнили прошлое и настоящее и получили следующую картину.
Изменения в позициях сайтов после отмены ссылочного ранжирования
Источник: Ingate Digital Agency
Как легко видеть из крайнего правого столбца, «безвинно пострадало» немало сайтов: их места в выдаче существенно упали при том, что число ссылок осталось прежним. Разумеется, были и счастливчики, улучшившие свои позиции. И все это, напомним, произошло в результате одного лишь фактора: изменения поискового алгоритма Яндекса. Возникают естественные вопросы:
- насколько обширны были изменения с точки зрения классов и тематик;
- какие именно ссылочные факторы были отключены, а какие – нет.
И за ними, конечно, стоит главный: что делать? Спросить не у кого, поисковики не любят делиться своими секретами. Попробуем разобраться самостоятельно.
Вначале немного теории. Оптимизаторы обычно делят ссылочные факторы на три группы:
- Анкорный. Анкор - это текст с гиперссылкой, нажав на которую можно перейти на ссылающуюся страницу. Например, эти ссылки могут выглядеть так (они подчеркнуты): «Если вы хотите выбрать качественный кондиционер в интернет-магазине, то нужно изучить отзывы о компании». Количественно анкорный фактор определяется числом гиперссылок, содержащих текст запроса, на одной странице данного сайта.
- Статический. Измеряется числом и весом (авторитетностью) ссылающихся на данную страницу вэб-сайтов. Например, если данную статью перепечатает другой сайт и поставит ссылку на R&T, то «весомость» этой ссылки будет напрямую зависеть от тИЦ и PR ссылающегося сайта. Чем больше их будет и чем выше будут их «авторитетность» (тИЦ и PR), тем выше будет вклад этой статьи в статический фактор анализируемого сайта.
- Другие. В эту группу собраны «по остаточному принципу» такие факторы как ранжирование по окружению, ранжирование по кликам и др. Их принципиальное отличие от предыдущих двух групп в том, что они не до конца изучены, а спросить, повторимся, некого.
Несмотря на неопределенности в измерениях ссылочных факторов вообще и «других» в частности, оптимизаторы считают существование анкорного и статического фактора установленным фактом. Многочисленные исследования компаний, занимающихся оптимизацией сайтов, позволили оценить значимость отдельных групп, как это показано на диаграмме.
Источник: Ingate Digital Agency
Эти данные необходимы, но недостаточны для решения нашего вопроса о влиянии изменения алгоритма поисковика на ссылочное ранжирование. Ведь последнее зависит не только от вида факторов, но и вида запроса. А они бывают разными.
Обычно выделяют две группы: информационные и коммерческие. Каждая из групп может включать в себя ряд тематик, причем – и это проблема – мы не знаем, во всех ли из них действуют нововведения.
Заметим, что, говоря об отмене ссылочного ранжирования, Садовский акцентировал внимание на «коммерческих запросах», но не обозначил, что именно попадает под это определение. При этом речь шла не просто о коммерческих запросах, а о конкретных тематиках.
Чем отличается информационный запрос от коммерческого человеку интуитивно понятно. Но как с этим справляется поисковик? Его логику можно смоделировать и затем проверить точность модели. Именно это и было сделано аналитиками Ingate, причем, расчетная точность модели составила 94%.
Анализ информационных и коммерческих запросов
Источник: Ingate Digital Agency
Итак, теперь, описав понятийное поле, мы можем перейти к основному вопросу: что изменилось.
Обратите внимание на различия в густоте шерстки домашних питомцев, символизирующих разные виды запросов на фотографии вверху. Персонажи подобраны со смыслом: чем гуще шерсть, тем выше позиции в выдаче сайтов указанной в подписи группы. Для тех, кто предпочитает не символический, а математический язык – есть диаграммы. Эксперты Ingate подготовили их на основе статистических данных сервиса Rookee (это, по сути, биржа ссылок). Таким образом, методика исследования достаточно проста: поскольку в Rookee зарегистрировано достаточно большое количество сайтов – как доноров, так и акцепторов ссылок, то наблюдая за изменениями их позиций в выдаче, можно судить о влиянии внешних факторов на ссылочное ранжирование.
Изменение позиций сайтов до и после отмены ссылочного ранжирования
Источник: Ingate Digital Agency
Отсюда видно, что изменения, действительно, вступили в силу. Количественно это выглядит так: на основе анализа около 2000 запросов и более 1000 сайтов эксперты Ingate сделали вывод: ранее, при обычном апдейте поисковика изменения затрагивали только 15% сайтов в выдаче, а после отмены ссылок эта доля стала гораздо больше - более 70% сайтов.
При этом, исследование показывает, что статические факторы как действовали, так и действуют. А остальные? Наблюдение за тИЦ показывает, что изменение поискового алгоритма повлияло на анкорные факторы, но косвенно. Были замечено снижение позиций ресурсов с высоким тИЦ, что в свою очередь повлекло за собой снижение весомости размещенных на них ссылок.
Что касается других факторов ранжирования, то там выросли позиции сайтов с большим количество безанкорных ссылок, с более равномерным и частым появлением ссылок, с более свежими ссылками.
Любопытно, что произошедшие изменения не повлияли на тренд посещаемости. Результаты исследования посещаемости веб-ресурсов, выполненного в Ingate, показывают, что сайты, трафик на которые изменился после 12 марта 2014 г., приблизительно в 80% случаев продолжили следовать первоначальной тенденции. То есть трафик продолжал либо расти, либо падать, в зависимости от того что с ним происходило до вступления в силу изменений.
Ну а теперь посмотрим, что произошло в отрасли, которая в силу своей привлекательности часто оказывается в зоне внимания маркетологов «всех родов войск».
Компания Ingate провела отдельное исследование по тематике «Недвижимость». Забегая вперед, сразу скажем, что в новых условиях, т.е. после отмены ссылок, роль юзабилити и поведенческих факторов выросла. Теперь подробнее об исследовании.
Были выделены самые распространенные функциональные элементы (ФЭ) сайтов данной тематики, например, фильтрация объектов в каталоге (подробнее, см. таблицу ниже). Каждый сайт оценивался экспертами по десятибалльной шкале. Он получал 0 баллов, если функционала вообще не было на сайте, 1 балл – если он был реализован достаточно стандартно, 2 балла – если это была нестандартная реализация с какими-то дополнительными элементами, сильно отличающая сайт от конкурентов и т.д. И вот что получилось.
Анализ влияния функциональных элементов сайта на факторы ранжирования
Источник: Ingate Digital Agency
Как легко видеть, есть группа функциональных элементов, по которым подросшие сайты заметно отличаются от просевших. Это означает, что существует прямая взаимосвязь между наличием этих функциональных элементов, обеспечивающих удобство работы пользователей, и поведением сайта после смены алгоритма. И сразу становится понятно, над чем следует работать сайту в этой тематике.
Конечно, в каждой отрасли такого рода «фичи» будут свои. Однако некоторые обобщения сделать все-таки можно. Вот что рекомендуют делать эксперты Ingate:
- Ссылки все еще учитываются, и заниматься ими надо. Однако теперь поисковик больше, чем раньше, учитывает безанкорные и тематические ссылки. Вывод простой: по возможности, снимать ссылки на свой сайт с непрофильных ресурсов, стараться увеличивать число ссылок с тематических и высокорейтинговых ресурсов.
- Проанализировать и доработать при необходимости юзабилити и функциональные элементы сайта.
- Увеличивать число страниц сайта, наполняя его профильным и интересным для пользователей контентом.
И тогда, если верить экспертам, наступит счастье. Впрочем, дьявол в деталях, которых тут множество.
Например, величина «объема контента», который замечает поисковик, по данным цитированного нами исследования, составляет несколько тысяч страниц, находящихся в индексе Яндекса. Следовательно, сайт небольшой исследовательской компании, разместивший у себя десяток статей в дополнение к уже имеющимся трем десяткам, вряд ли получит от поисковика серьезную прибавку трафика. А вот от клиентов и коллег может и получить – если статьи будут удачными.