По данным исследований GfK, в 2014-2015 году большинство секторов российского потребительского рынка ожидает замедленный рост, если не стагнация. Международные санкции усилили уже имевшиеся проблемы в экономике России, теперь бизнес и потребители затягивают пояса. «Экономическую ситуацию в России можно охарактеризовать как дискомфортную. Девальвация, рост цен, ожидание кризиса, консолидация, влияние интернета - ключевые слова для понимания того, что влияет сегодня на потребительский выбор и рынки, - говорит Александр Демидов, генеральный директор GfK в России. - И все же есть шанс, что 2014-2015 годы могут стать для российской экономики и игроков потребительского сектора моментом для консолидации сил, периодом скрытого развития, после которого начнется новый рост. Опыт исследований GfK в кризисные 1998 и 2008 г.г. показал, что успешнее других справлялись с периодами нестабильности те компании, которые не прекращали инвестиции в маркетинг отношений. Понимание поведения потребителя в такие периоды важно как никогда»
Экономические показатели и потребительские настроения
Аналитический центр GfK исследует состояние макроэкономических индикаторов в России с 1998 года. Анализ показывает, что ситуация в российской экономике сегодня пока далека от кризисной. Скорее ее можно охарактизовать как медленный и длительный спад, который начался еще до санкций. Санкции лишь углубили его, и в краткосрочной перпективе их влияние скажется на динамике ВВП и объемах экспорта и импорта.
По прогнозам GfK, рост ВВП составит по результатам 2014 года +0,5%. Объем экспорта и импорта по результатам 2014 года снизится на 8,7% и 2,2% соответственно.
Есть и позитивные новости. Индекс промышленного производства, согласно расчетам GfK, вырастет в 2014 г. на 1,1% против 0,4% в 2013 г. А грузооборот транспорта увеличится на 4,5% в 2014 году, против снижения на -1,4% в 2013 году.
Одна из самых заметных тенденций на российском рынке – ускорение инфляции. GfK оценивает, что ее уровень к концу 2014 года может составить не менее 7,4%. В этих условиях рост реальных доходов населения затормозится.
Исследования GfK показывают, что готовность россиян приобретать товары и услуги уже снизилась. Тренд проявился еще в 2013 году, когда ростом цен были обеспеспокоены 60% россиян. Тогда же каждый пятый опрошенный (21%) сообщил, что испытывал проблемы с оплатой текущих счетов, а каждый десятый (11%) - с выплатой кредитов.
Неуверенность в собственных финансах российских потребителей влияет на готовность людей брать кредиты. Согласно данным исследования GfK, весной 2014 года 34% считали, что время получать кредит в банке не самое удачное. Осенью 2013 года этот показатель составлял 28%.
Из наиболее распространенных стратегий экономии россиян, по данным исследования GfK, – срезать затраты на отдых (20% опрошенных), отложить покупку новой одежды и обуви (17%), отказаться от культурных мероприятий (16%) и сэкономить на ремонте/отложить его (13%). В меньшей степени россиянам хочется экономить на еде (10%), домашней технике и электронике (8%), мобильной связи (5%), покупке книг, фильмов, журналов и газет (5%), играх и игрушках (2%), кабельном /спутниковом ТВ (1%).
Тенденции развития потребительского рынка
Вслед за изменениями в настроениях потребителей динамика розничного товарооборота в России по результатам 2014 года снизится и, по прогнозу GfK, составит 2,5% (в сопоставимых ценах) против 3,9% в 2013.
Из крупнейших секторов потребительского рынка относительно уверенно себя чувствует рынок товаров повседневного спроса. По данным потребительской панели GfK , по результатам 2014 года рынок ТНП в России вырастет на 5,5% (в рублях). Продовольственная инфляция остается одним их самых существенных факторов влияющих на стоимость потребительской корзины. За год она выросла с 8,6 тыс рублей до 9,7 тыс рублей.
Влияние контрмер, ограничивающих импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели экономические санкции против России, пока не заметно сказалось на динамике категорий и скорее всего проявится не раньше конца года, когда будут распроданы старые товарные запасы. Из категорий, где влияние контрсанкций может серьезно изменить расстановку сил на рынке – свежие продукты и молочные товары. Стоит отметить, что те иностранные игроки, которые успели открыть собственные производства в России, оказались под меньшим давлением в сложившейся экономической ситуации.
В сравнении с рынком ТНП, продажи товаров бытовой техники и электроники (БТиЭ) в России просядут сильнее. Согласно прогнозам GfK, по результатам 2014 г. рынок потеряет порядка 2% в рублевом эквиваленте. В 2015 году рынок ожидает стагнация – рост на уровне 0%. С одной стороны на динамику продаж влияет снижение покупательной способности россиян из-за резкой девальвации и роста цен.
С другой стороны в России проявились и глобальные потребительские тренды: серьезно упали продажи в сегментах фототехника, MP3 и DVD-плейеры, домашние кинотеатры. Причина – конвергенция на рынке техники и электроники, а также рост сегмента видео / музыка онлайн и по запроcу (on demand).
Хорошая новость в том, что российский рынок БТиЭ еще далек от насыщения и продажи в ближайшие годы будет спасать любовь россиян к технологическим новинкам. Драйверами роста станут большие и одновременно уверенно растущие категории – крупная бытовая техника и смартфоны.
Ключевой тренд, который направляет их рост, – интерес потребителя к «мобильным, умным и беспроводным» вещам. Продажи смарфонов подхлестывает потребность людей в мобильном интернете. По данным GfK, за последние три года доля (в шт.) умных устройств с функцией беспроводного доступа к интернету (WiFi и/или 3G+) выросла почти в два раза – с 36% в 2011 до 69% в 2014. Всего с 2008 года продано свыше 200 млн. штук устройств, имеющих доступ в интернет.
Снижение покупательской способности усиливает конкуренцию на рынке БТиЭ. Региональные сети и традиционные магазины компьютерной техники находятся под сильнейшим давлением. С одной стороны усиливают свои позиции федеральные специализированные БТиЭ сети, с другой стороны продажи постепенно перетекают в онлайн. По данным GfK, доля канала онлайн торговли БТиЭ в России выросла на 15% в 2014 по сравнению с 2013 годом и составила 13% в денежном выражении.
«На рынке БТиЭ как в зеркале отражаются основные тенденции потребительского рынка России, и они работают для всех секторов. Потребитель все чаще делает выбор и осуществляет покупку товара или услуги через интернет. В нынешних непростых экономических условиях растут те компании и бренды, которые сделали ставку на кросс- и омниканальное развитие, что позволяет учитывать новые особенности потребительского поведения», - считает Александр Демидов.
По материалам компании GfK RUS