Обновления каталога
Компаний: 43

Smartberry Research

Inspired by people

Salt

essential ingredient in your marketing kitchen

Kantar Millward Brown – A/R/M/I-Marketing

Полный сервис по исследованиям рекламы и брэндов

Архив



Время собирать камни

Время собирать камни

Рынок маркетинговых исследований России в 2017 году восстанавливается

В конце декабря 2017 года ассоциация ОИРОМ традиционно подвела итоги уходящего года и сделала оценку объема рынка. Но не в долларах, как обычно, а в рублях. По консолидированному мнению представителей крупнейших исследовательских компаний, работающих в России, рынок маркетинговых исследований в 2017 «вырос примерно на 10% в рублях». Много это или мало, и почему изменилась валюта?

Начнем с роста. Вообще говоря, подъем рынка на 10% по меркам стабильного рынка развитых стран считается очень большим. Но не у нас. Лет десять назад российский рынок MR рос на 20 и более процентов в год, причем, и в рублях, и в долларах. Но потом случился кризис. А потом еще один.

Темпы роста рынка маркетинговых исследований в 2007-2012 гг.

Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research

В результате темпы роста рынка в валютном выражении три раза за последние десять лет оказывались «below the line». А вот в рублевом держались, за исключением, разве что 2009 года, когда положительный рост на 1,2%, по сути, неотличим от нуля. Чтобы понять причины происходящего, воспользуемся графиком изменения за анализируемый период двух базовых экономических показателей: валютного курса и уровня инфляции (рассчитывалась по потребительским ценам).

Динамика изменения валютного курса и уровня инфляции за период 2007 – 2017 гг.

Источник: данные ЦБ РФ и Росстат РФ, расчеты audit-it.ru и уровень-инфляции.рф

Как легко видеть, кризис 2008-09 года был настоящим экономическим кризисом. Правительство сначала отреагировало «отпустив» инфляцию и сохраняя валютный курс. Но такого рода «социальные меры», хотя и позволили сохранить на какое-то время платежеспособный спрос населения, не могли продолжаться долго: подобная искусственная поддержка валютного курса слишком дорога. И очень скоро курс пошел вверх, а инфляция вниз. В этот момент рынок MR, как и многие другие упал, причем, как в валюте, так и в рублях.

Второй кризис 2014-2015 гг. имеет совсем другой характер. Амплитуда движения валютного курса значительно выше. В сочетании с падающей инфляцией это означало снижение реальных доходов населения, но сохранения для бизнеса возможности устойчиво работать. Собственно, само падение рубля можно сравнить с повышением температуры при болезни: этот процесс мучителен, но способствует выздоровлению. В доказательство – еще один график.

Индекс PMI показывает состояние бизнеса, занятого производством товаров и услуг, в перспективе двух-трех месяцев. Обычно он используется для прогнозирования «трудных времен» в краткосрочной перспективе.

 Российский совокупный индекс PMI, декабрь 2017

 

Примечание: 50 = нет изменений по сравнению в предыдущим месяцем, сезонная коррекция выполнена

Источник: IHS Markit,

На графике Индекса PMI хорошо видны различия в интенсивности кризисов 2008-09 и 2014-15 годов. Именно «валютный» характер второго кризиса и уронил рынок MR в долларовом выражении, оставив пусть не слишком большой, но положительный рост в рублях. Ну а теперь в ОИРОМ решили, что измерять в рублях надежнее, т.е. именно эта метрика в большей степени отражает состояние рынка: не слишком большой, но заметный рост.

Различный характер кризисов хорошо заметен при сравнении динамики объема рынка в текущих ценах и в реальных, скорректированных на величину инфляции.

Динамика объема рынка маркетинговых исследований, 2006 – 2017 г.

 

Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research

Если говорить о будущем, но в краткосрочной перспективе причин для смены тренда не наблюдается, так что оно представляется стабильным. Насколько что-то может быть стабильно в нашей стране, большая часть которой находится в зоне рискованного земледелия.  

Тэги:

Кол-во просмотров: 1021



Еще по теме

Reputation Institute сравнил авторитетность стран

Reputation Institute сравнил авторитетность стран

Индекс репутации позволяет увидеть, как действия правительств влияют на отношение к их государствам

Российская исследовательская неделя РИН-2018

Российская исследовательская неделя РИН-2018

Парадигма социальных и маркетинговых исследований в России меняется

Бренд России немного подорожал

Бренд России немного подорожал

Растущих национальных брендов в TOP-100 гораздо больше, чем падающих

Тратить нельзя копить

Тратить нельзя копить

Чем отличается опрос на сайте от настоящего опроса

Исследователи измерили сами себя

Исследователи измерили сами себя

FDF Group составила рейтинг компаний, работающих на российском рынке маркетинговых исследований