Обновления каталога
Компаний: 45

Formen Consulting

Успех — не случайность, а искусно выполненная работа

Atelier Market Research

Мастерская качественных исследований

Smartberry Research

Inspired by people




Время собирать камни

Время собирать камни

Рынок маркетинговых исследований России в 2017 году восстанавливается

В конце декабря 2017 года ассоциация ОИРОМ традиционно подвела итоги уходящего года и сделала оценку объема рынка. Но не в долларах, как обычно, а в рублях. По консолидированному мнению представителей крупнейших исследовательских компаний, работающих в России, рынок маркетинговых исследований в 2017 «вырос примерно на 10% в рублях». Много это или мало, и почему изменилась валюта?

Начнем с роста. Вообще говоря, подъем рынка на 10% по меркам стабильного рынка развитых стран считается очень большим. Но не у нас. Лет десять назад российский рынок MR рос на 20 и более процентов в год, причем, и в рублях, и в долларах. Но потом случился кризис. А потом еще один.

Темпы роста рынка маркетинговых исследований в 2007-2012 гг.

Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research

В результате темпы роста рынка в валютном выражении три раза за последние десять лет оказывались «below the line». А вот в рублевом держались, за исключением, разве что 2009 года, когда положительный рост на 1,2%, по сути, неотличим от нуля. Чтобы понять причины происходящего, воспользуемся графиком изменения за анализируемый период двух базовых экономических показателей: валютного курса и уровня инфляции (рассчитывалась по потребительским ценам).

Динамика изменения валютного курса и уровня инфляции за период 2007 – 2017 гг.

Источник: данные ЦБ РФ и Росстат РФ, расчеты audit-it.ru и уровень-инфляции.рф

Как легко видеть, кризис 2008-09 года был настоящим экономическим кризисом. Правительство сначала отреагировало «отпустив» инфляцию и сохраняя валютный курс. Но такого рода «социальные меры», хотя и позволили сохранить на какое-то время платежеспособный спрос населения, не могли продолжаться долго: подобная искусственная поддержка валютного курса слишком дорога. И очень скоро курс пошел вверх, а инфляция вниз. В этот момент рынок MR, как и многие другие упал, причем, как в валюте, так и в рублях.

Второй кризис 2014-2015 гг. имеет совсем другой характер. Амплитуда движения валютного курса значительно выше. В сочетании с падающей инфляцией это означало снижение реальных доходов населения, но сохранения для бизнеса возможности устойчиво работать. Собственно, само падение рубля можно сравнить с повышением температуры при болезни: этот процесс мучителен, но способствует выздоровлению. В доказательство – еще один график.

Индекс PMI показывает состояние бизнеса, занятого производством товаров и услуг, в перспективе двух-трех месяцев. Обычно он используется для прогнозирования «трудных времен» в краткосрочной перспективе.

 Российский совокупный индекс PMI, декабрь 2017

 

Примечание: 50 = нет изменений по сравнению в предыдущим месяцем, сезонная коррекция выполнена

Источник: IHS Markit,

На графике Индекса PMI хорошо видны различия в интенсивности кризисов 2008-09 и 2014-15 годов. Именно «валютный» характер второго кризиса и уронил рынок MR в долларовом выражении, оставив пусть не слишком большой, но положительный рост в рублях. Ну а теперь в ОИРОМ решили, что измерять в рублях надежнее, т.е. именно эта метрика в большей степени отражает состояние рынка: не слишком большой, но заметный рост.

Различный характер кризисов хорошо заметен при сравнении динамики объема рынка в текущих ценах и в реальных, скорректированных на величину инфляции.

Динамика объема рынка маркетинговых исследований, 2006 – 2017 г.

 

Источник: данные ОИРОМ, расчеты Content Research

Если говорить о будущем, но в краткосрочной перспективе причин для смены тренда не наблюдается, так что оно представляется стабильным. Насколько что-то может быть стабильно в нашей стране, большая часть которой находится в зоне рискованного земледелия.  

Тэги:

Кол-во просмотров: 1567



Еще по теме

В поисках глубинных инсайтов

В поисках глубинных инсайтов

Божественная комедия в контексте маркетинговых исследований

«Азбука вкуса lifestyle»

«Азбука вкуса lifestyle»

Nielsen и «Азбука Вкуса» совместно создали исследовательский продукт

Reputation Institute сравнил авторитетность стран

Reputation Institute сравнил авторитетность стран

Индекс репутации позволяет увидеть, как действия правительств влияют на отношение к их государствам

Российская исследовательская неделя РИН-2018

Российская исследовательская неделя РИН-2018

Парадигма социальных и маркетинговых исследований в России меняется

Бренд России немного подорожал

Бренд России немного подорожал

Растущих национальных брендов в TOP-100 гораздо больше, чем падающих