Обновления каталога
Компаний: 52

Агентство социальной информации (АСИ)

Сложные исследования полного цикла "под ключ"

MegaResearch

Найдем персональное решение для вашего бизнеса

Русопрос

Выявляем потребительские предпочтения ваших клиентов




Местами грозы

Местами грозы

Фото: © Фотодженика
Разразится ли осенью в России очередной кризис

Август, да и вообще осень, – традиционно непростое время в нашей стране. Вот и теперь… «Экономика России осенью упадет», - так считают эксперты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ЦЭИ ИГСО), распространившие 5 августа с.г. пресс-релиз, посвященный этой теме. Основания для такого вывода у них есть. «Членство в ВТО обходится России дорого, подрывая промышленность и сельское хозяйство, полагает Василий Колташов, руководитель ЦЭИ. - В регионах начали закрываться предприятия. Государством усилена бюджетная экономия на социальной сфере». Согласно опросу Института Гайдара, предприятия загружены на 68% от мощности (потенциал составляет 82%) и имеют заказов меньше прежнего. Компании начали испытывать финансовые трудности. «В июне 2013 года 20% опрошенных менеджеров отмечали сокращение средств, 25% — падение прибыли. Снижается экспорт. Падение за первую половину 2013 года колеблется по отраслям от 1-2% до 40% (вывоз зерна) и выше. Среднее сокращение по стране, когда будут обнародованы полугодичные данные, вероятно, составит 5-6%», считают в ИГСО. В общем, беда.

Да и заграница нам вряд ли поможет – там свои проблемы: «дело идет ко второй волне мирового кризиса. Застой на рынке недвижимости начал переходить в снижение цен. Падает активность инвесторов…», - прогнозы ИГСО более, чем мрачные.  

В качестве подтверждения своих выводов, своеобразного «усилителя вкуса» в ИГСО используют исследовательские данные. В частности, в пресс-релизе указывается, что «согласно исследованию компании Nielsen Global Consumer Confidence Survey, индекс потребительского доверия в России за II квартал 2013 года опустился до 80 пунктов, что является самым низким показателем с 2008-2009 годов». И еще одно подтверждение: «по оценке банка HSBC, в стране началась рецессия». Эта оценка также возникла не на пустом месте, а базировалась на исследовательских данных. Нет сомнения, что данные именно таковы. Но такова ли их интерпретация? Попробуем разобраться, начав с исследования Nielsen.

Психология потребителей

Вначале немного истории. Индекс потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) рассчитывается компанией The Nielsen на основе таких показателей как оценка потребителями состояния собственных финансов, оценка ими своих перспектив на рынке труда и готовность тратить на ближайшие 12 месяцев. Его цель - выявить настроения потребителей, а также их намерения, связанные с приобретением товаров и услуг.

Измерение Индекса проводится с 2005 года в глобальном масштабе методом онлайн-опроса. В каждой волне исследователи опрашивают около 30 тыс человек, живущих в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Число стран колебалось в ходе проекта от 42 (2005) до 58 (2013). Основанием для включения страны в проект является выполнение одного из двух критериев: уровень проникновения Интернета должен превышать 60% или численность интернет-пользователей достигать 10 млн человек или выше. Выборка формируется по половозрастным квотам для каждой страны, с учетом величины интернет-аудитории в конкретной стране. Затем выборка взвешивается для достижения репрезентативности Интернет потребителей; максимальная погрешность выборки составляет ± 0,6. Опросы проводят ежеквартально или один раз в полугодие (в разные годы по-разному). Результаты глобального Индекса в сравнении с российским приведены ниже.

Диаграмма 1. Индекс потребительского доверия в России и мире

Источник: The Nielsen, Q1 2005 – Q2 2013 гг

Это график замечателен двумя вещами. Во-первых, можно легко сравнить глобальные и российские данные, а при необходимости извлечь из архивов (они доступны) и данные по отдельным странам. Во-вторых, в изученном временном интервале, случился мировой финансовый кризис (примерно 2007 – 2010 гг), и можно посмотреть как вели себя в это время показатели. А вели себя они интересно.

События недавние, еще на слуху. Кризис начался, как известно, в США в 2007 году. Однако летом 2007 года настроения жителей стран Северной Америки и, прежде всего, США были весьма оптимистичны, как это свидетельствует диаграмма.

Индекс потребительской уверенности, регионы мира, лето 2007 г.

Индекс потребительской уверенности, 2007

Источник: The Nielsen

Надо признать, что и россияне поначалу тоже довольно беспено отнеслись к надвигающему кризису. Во всяком случае и весной, и летом 2008 года Индекс превышал свидетельствующую об оптимизме отметку 100 пунктов. События начались в сентябре и тут, конечно, Индекс покатился вниз, упав к марту до отметки 75 пунктов и продержавшись все лето 2009 года на уровне 82 пункта, в дальнейшем устойчиво находился ниже глобального. Может быть, у наших сограждан иные причины для беспокойства, чем у среднестатистического жителя земли? И да, и нет. В ходе другого проекта «Россия в кризисе» (RussiansThroughCrisis) исследователи The Nielsen получили ответ на этот вопрос.

 Что для Вас является самым главным (первым по значимости) источником беспокойства в ближайшие полгода?

В целом по миру

В России

Степень значимости в российском рейтинге

Проблемы трудоустройства / сохранения работы

10%

8%

5

Терроризм

2%

1%

 

Экономика

20%

20%

1

Войны

1%

1%

 

Глобальное потепление

4%

2%

 

Иммиграция

2%

0

 

Рост преступности

3%

5%

 

Здоровье

9%

15%

3

Политическая стабильность

4%

5%

 

Баланс работа/личная жизнь

15%

17%

2

Образование и благополучие детей 

9%

13%

4

Благополучие и счастье родителей

4%

6%

6

Способность обеспечить пенсию

2%

0

 

Долги

8%

4%

7

Другое

5%

2%

 

Ничего не беспокоит

2%

1%

 

Сумма ответов

100%

100%

 


Как легко видеть, россияне более озабочены проблемами здоровья, образования и баланса между работой и личной жизнью. А вот долги или глобальное потепление их волнуют меньше, в чем – в числе прочего – и проявляется национальный характер.Источник: The Nielsen, лето 2008 года

Возвращаясь к Диаграмме 1, мы видим, что в посткризисные (термин условен) 2010 – 2013 гг разрыв между российским и глобальным Индексом драматически возрастал, достигнув летом текущего 2013 года максимального за весь период наблюдений значения 14 пунктов. Больше было только летом 2008 года (20 пунктов), но – с обратным знаком. Можно по-разному интерпретировать этот факт, однако, по нашему мнению, причина различий, скорее, психологическая, чем экономическая. В самом деле, в похожих ситуациях люди могут вести себя по-разному в зависимости от опыта. Вот простой пример.

Характеристики экономической ситуации 2008 и 1998 годов.

1998 год

2008 год

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Нестабильность. Неопытность  экономистов

Уверенность в команде Медведев- Путин

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Внутренние причины. Внешние долги государства

Неясные причины. Внешние причины: Американский кризис, падение стоимости нефти

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА

Обвал рубля, потеря сбережений, резкое повышение цен

Угроза безработицы

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ

Паника, отчаяние

Относительное спокойствие

ПРОГНОЗ

Пессимизм, страх

Неопределенность с долей оптимизма

Источник: The Nielsen, данные качественного исследования, проведенного среди потребителей разных социальных и возрастных групп в Москве. Ноябрь 2008 года. 

Точно так же можно ожидать, что россияне, обжегшись на молоке, сейчас дуют на воду. В самом деле, чем как не психологическими факторами можно объяснить падение Индекса в 2010/2011 годах на 8 пунктов? Вроде бы экономика выправляется, выходит из кризиса, жизнь налаживается, а вот поди ж ты. Просто мы стали более чутки даже к небольшим изменениям и наученные горьким опытом предполагаем худшее. Другими словами, Индекс потребительского доверия может быть, скорее, запаздывающим индикатором, т.е. его изменения, наблюдаемые в последние месяцы, не свидетельствуют о надвигающейся экономической катастрофе, равно как и не исключают ее. И не будем забывать о том, что функциональная и корреляционная зависимости – это не одно и то же.  

Деловая активность

А что же с оценкой банка HSBC? В пресс-релизе ИГСО сказано коротко и ясно: «По оценке банка HSBC, в стране началась рецессия». Попробуем, однако, добраться до первоисточника. На каком основании были сделаны такие оценки.  

Одновременно с пресс-релизом ИГСО, т.е. 5 августа, вышел еще один пресс-релиз – банка HSBC, в котором содержались данные очередной волны измерений Индекса деловой активности (PMI – purchasing managers index). Этот Индекс широко признан в качестве одного из важнейших опережающих индикаторов и используется в мировой практике для анализа экономики, прежде всего, ВВП, и уровня промышленного производства, а также финансовых рынков. Причем, рассчитывают не один, а три Индекса: для обрабатывающей промышленности (PMI Manufacturing), сектора услуг ((PMI Services/PMI non-manufacturing) и совокупный Индекс, представляющий собой их комбинацию.

Индекс рассчитывается на основе опроса менеджеров по продажам, которые по каждому вопросу отвечают: ситуация ухудшается или улучшается. Нулевое значение индекса приведено к уровню 50. Если количество пессимистов и оптимистов равно, то индекс составит 50. Если больше тех, кто видит ухудшение, то значение индекса будет меньше 50 и наоборот. В анкете содержатся вопросы, касающиеся ситуации с новыми заказами, занятостью, динамикой закупочных цен, складских запасов и ряд других.

Измерения в европейских странах, включая Россию, проводит британская компания Markit, а банк HSBC является партнером проекта, его эксперты комментируют ситуацию.

Динамика изменений российского Индекса приведена ниже.

Индекс делового доверия, Markit, HSBC

В июле Индекс достиг значения 48,7, т.е. упал ниже знаковой отметки 50,отделяющей оптимистический возможный сценарий развития событий от пессимистического. Правда, есть и другие важные отметки, например, 44 пункта, которая обозначает, собственно, пессимистический сценарий. Как показывает диаграмма, такое (и даже хуже) бывает, например, в конце 2008 года. Если же говорить о динамике, то кривая Индекса в период 2003 – 2004 гг. выглядит очень похоже на сегодняшнюю, разве что находится выше. В общем, ужас, но не ужас-ужас-ужас. Примерно в этом духе и высказываются эксперты банка HSBC, правда, с течением времени их комментарии становятся все более и более пессимистичными.

Так, в конце мая 2013 года в ходе круглого стола в РИА «Новости» главный экономист по России и странам СНГ HSBC Bank Александр Морозов, например, заявил, что дела российской экономики не так плохи, как об этом в последнее время принято говорить. «Экономический рост в России ни в обрабатывающих отраслях, ни в промышленности, ни в секторе услуг не прекращался ни на один месяц, если отталкиваться от опросов по индексу PMI. Это значит, что слухи о рецессии российской экономики сильно преувеличены", - говорит эксперт. По его мнению, есть основания, предполагать, что рост ВВП в России продолжится не только в этом, но и в следующем году.

Но в начале августа тональность его высказываний меняется: «Ни производство, ни услуги больше не в состоянии поддержать общий экономический рост… Июльские исследования PMI очень тревожны, поскольку они ясно указывают на резкий рост понижательных рисков для российского экономического роста…» (подробнее см. в приложенном внизу статьи файле).

Однако заметим, что оценки делаются на основании анализа опережающего индикатора, который позволяет «заглянуть в будущее», о чем, собственно, и говорит эксперт. Если госрегулятор будет «действовать правильно», то ситуация может и не стать слишком острой. Впрочем, когда невозможно «спасти всех», образуются «островки безопасности». Их прообраз можно видеть уже теперь. Ослабление рубля, курс которого значимо упал за лето, свидетельствует о том, что правительство намерено поддерживать экспортеров, прежде всего, металлургов и нефтяников. Остальным придется бороться за выживание самостоятельно. Как обычно. 

Тэги:

Кол-во просмотров: 6369

Скачать: Индекс потребительского доверия Q2 2013, The Nielsen
Скачать: Индекс деловой активности, июль 2013, Markit, HSBC



Еще по теме

Полет нормальный

Полет нормальный

Сохранит ли бренд «Аэрофлот» лидирующие позиции в рейтинге проекта «Любимые бренды россиян»

Категория сладкой газировки: борьба в двух уровнях

Категория сладкой газировки: борьба в двух уровнях

Лидер имеет все шансы удержать свои позиции, но изменения в верхней части рейтинга весьма вероятны

Говорите громче

Говорите громче

Останется ли «Агуша» любимым брендом детского питания в 2018 году

В поисках глубинных инсайтов

В поисках глубинных инсайтов

Божественная комедия в контексте маркетинговых исследований

Культура и жизнь

Культура и жизнь

Кто ходит в музеи, и что им нравится